Наталья Бакшеева
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе всей жизни человека, находящегося в рамках конкретной соцкультуры. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исходя из моего опыта работы, можно сказать, что как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Совместно с родителями мы стараемся как можно раньше пробудить в наших детях любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, родной улицы, городу. Мы опираемся на родителей только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Что бы донести до своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать их на национальных традициях, на бабе нашего детского сада был создан мини-музей «Русская горница»
Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини - музея «Русская горница».
С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
Хотелось бы иметь очень многое в мини-музее. Но так как мини-музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованиям настоящего музея, поэтому в нем находится небольшое количество экспонатов, которые с периодичностью меняются. Многие предметы быта находятся в альбоме "Русская горница".
Особый интерес у детей вызывает – прялка, а также домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки). И ещё одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т. п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Наш мини - музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Для воспитанников нашего сада проводятся занятия по ознакомлению с русской традиционной культурой. Мини-музей «Русская горница» помог развить у детей познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с №66
Бакшеева Наталья Петровна