Любовь Селяхина
Нравственно — патриотическое воспитание на основе музейной педагогики.
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Такая проблема существует во многих регионах России. Именно поэтому мы решили создать собственный мини-музей, так как считаем, что музейная педагогика способствует развитию патриотических чувств у юных граждан.
Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание на основе музейной педагогики,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»(В. Гюго).
Актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения? Актуальность как необходимость – очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, а без них любое «общество обречено на вымирание» (А. Герцен). нравственно – патриотическое воспитание является одной из основных задач МБДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Данная проблема подразумевает решение целого ряда задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к дому, семье, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; ознакомление детей с Государственными символами России (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к традициям других народов.
Данные задачи мы стараемся решать во всех видах детской деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, в играх, в быту и т. д. Помимо занятий по нравственно – патриотическому воспитанию в группе организуются патриотические досуги и праздники («День защитника Отечества», «В нашем садике чудесном», «Бом-бом, открывается альбом» т. д., фотовыставки («Это улица моя», «Любимый сердцу уголок», «Моя семья», экскурсия по памятным местам города. С целью ознакомления детей с историей родного города, страны, воспитания чувства патриотизма, мы совместно с родителями и детьми оформили в группе «Уголок гражданского воспитания».
Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими.
Особую значимость в рамках обсуждаемой проблемы имеют формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпеливо относится к их проблемам и т. п.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности. Культура родного края для детей – контекст их развития.
Воспитание детей в духе толерантности – это: приобщение к культуре своего народа; формирование уважения к иной культуре; формирование взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.
Прежде всего, мы знакомим наших воспитанников с культурой и традициями своего народа. Так, путешествуя по русским народным сказкам (музейное занятие «Бабушкины сказки», дети познакомились с предметами крестьянского быта, ощутили радость от общения с прошлым.
В мини – музее «Народное рукоделие», организованном в нашей группе, воспитанники знакомятся с разными видами народных кукол, подлинными предметами народного быта, с народным творчеством, обрядами разных народов России. Здесь же размещены различные корзиночки, коробочки с лоскутами ткани, бумагой и другими материалами из которых можно сделать куклу. Зачастую в музее мы проводим «посиделки» с чтением русских народных сказок.
Также интересны детям и тематическая непосредственная образовательная деятельность, в ходе которых они знакомятся с рукоделием русских крестьян, с технологией изготовления крестьянской одежды, с основным занятием крестьян – земледелием, с традиционной бытовой культурой русского народа. Мы считаем, что в процессе усвоения культурного наследия нашего народа у дошкольников формируются нравственно – патриотические чувства.
В непосредственно образовательной деятельности, помимо знакомства с русским народным творчеством, ведётся работа и по раскрытию всего многонационального богатства культуры России, так как на наш взгляд, одной из главных задач воспитания толерантности является приобщение детей к культуре и традициям народов разных национальностей.
Работа в данном направлении включает себя: ознакомлении детей с обычаями и традициями народов России, особенностями национальных костюмов, с национальной кухней, песнями и художественными произведениями, народными играми.
Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение. В этом нам помогают родители наших воспитанников, рассказывая о своих семейных традициях, участвуя в фотовыставке «Моя семья», творческом конкурсе «Новый год в моей семье», «Семейный логотип». Таким образом, на основе знакомства с предметами старины и традициями народов России мы воспитываем у детей патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к семейным ценностям.
Литература
1. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов/ А. Я. Ветохина и др. – Спб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 192с.
2. Логинова В. И. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. – СПб. : Детство Пресс, 2007. – 244с.
3. Рыжова Н. А. и др. Мини – музей в детском саду/ Н. А. Рыжова и др. – М. : Линка-Пресс,2008. – 256с.
4. Дошкольное воспитание / Научно-методический журнал. – М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – Выходит ежемесячно.
5. Ребёнок в детском саду / Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2001. – Выходит раз в два месяца