Луиза Курбанбаева
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Человек – как личность начинается с детства, с дошкольного возраста, поэтому в детстве происходит посев добра, ответственности. Через много лет будет ясно, оказались ли семена всхожими. Наша задача – помочь взойти семенам добра. А где добро, там и счастье.
Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Поскольку чувство патриотизма многократно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В нашем детском саду созданы все условия для целенаправленного вхождения ребенка в атмосферу духовности окружающего мира. Этому способствуют и предметно – развивающая среда, создающая благоприятную атмосферу и положительные эмоции у детей и взрослых. Это - работа краеведческого мини-музея, студии мод национальной одежды, музей кукол народов Поволжья.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой – то части взрослого населения возникают противостояние по данным проблемам. Поэтому, мы считаем, особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
В нашем детском саду дети знают, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Мы думаем, что музейная педагогика прочно завоевала в нашем детском саду свое место, во всех группах есть фольклорные уголки, в которых выставлены предметы быта наших предков. Они знакомят детей с особенностями татарской культуры, культурой народов Поволжья, с ее историей. Педагоги помогают детям понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к родному краю, интерес к ее многонациональной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь.
Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей предусматриваем чтение детской литературы и произведений татарского фольклора, художественно – театрализованную деятельность.
В нетрадиционном стиле оформлен уголок сказок из произведений татарского народного поэта Габдуллы Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране». В библиотеке собраны книги местных русских, татарских писателей и поэтов. В саду имеются сказочные персонажи из папье-маше для инсценирования сказок, ширмы, различная атрибутика, макеты деревни, Спасской башни и башни «Сююмбике», Казанского Кремля. Все это сделано руками педагогов, родителей и детей.
Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Итак, нравственно-патриотическое в детском саду – это процесс освоения традиционной культуры. Все что мы делаем повседневно, наши традиции, «Наши правила» направляют по пути нравственно - патриотического совершенствования и коллектив в целом, и каждую личность – будь то ребенок, воспитатель или родитель.
Результатом нравственно-патриотического воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.