Анастасия Туголукова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются особенности создания условий для формирования нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Много написано о важности приобщения ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отцовскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. Она основана на развитии нравственных чувств.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию социальной жизни, особенности языка и быта, но оно не сводится к ним. Историческая, пространственная, расовая связь людей приводит к формированию их духовного сходства. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что, в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие культуре особую самобытность.
Чувство родины. Все начинается с отношения ребенка к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что малыш видит перед собой, чему он поражается и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не были им глубоко осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в формировании личности патриота. Русский народ не должен терять своего морального авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о нашем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные различия сохранятся и в 21 веке, если мы будем заботиться о воспитании душ, а не только о передаче знаний". Вот почему родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, формирующим личность. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Основываясь на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, необходимо прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно донести до ребенка понимание того, что мы победили, потому что любим свою Родину, Родина чтит своих героев, отдавших свои жизни за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Сейчас к нам постепенно возвращается наша национальная память, и мы начинаем по-новому относиться к древним праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
1. Окружающие предметы, которые впервые пробуждают душу ребенка, воспитывая в нем чувство прекрасного, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они являются частью великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, мужестве, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим моральным ценностям. Обращение к детям с детскими стишками, шутками и прозвищами звучит как ласковая поговорка, выражающая заботу, нежность и веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции должны занимать большое место в приобщении детей к народной культуре. Они сосредоточены на тончайших наблюдениях, накопленных веками, на характерных особенностях времен года, изменениях погоды, поведении птиц, насекомых, растений. Более того, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными аспектами социальной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно приобщать детей к народной декоративной живописи. Пленяя душу гармонией и ритмом, она способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что образовательная цель программы - познакомить детей со всеми видами национального искусства - от архитектуры до живописи, от танца, сказок и музыки до театра. Это стратегия развития личной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Воспитание патриота своей Родины - ответственная и трудная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная, систематизированная работа, использование различных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список литературы
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005 – 256 с.
2. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. // Педагогика и воспитание /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещиряков. – М. : Владос, 2010. – 300 с.
3. Воспитание дружеских чувств у детей. / под ред. Л. Н. Прокошенко, В. К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 1987.