Каримова Роза
Использование в работе с детьми дошкольного возраста оздоровительных технологий
Использование в работе с детьми дошкольного возраста оздоровительных технологий.
Релаксация и снятие психоэмоционального напряжения
у детей дошкольного возраста.
Одним из основных здоровьесберегающих технологий снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление).
Публикация «Использование в работе с детьми дошкольного возраста оздоровительных технологий» размещена в разделах
Релаксация направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Занятия с элементами релаксации помогают детям освоить умение владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности. Чтобы помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации подбирает специальные упражнения в стихотворной форме и под музыкальное сопровождение, т. е. применение в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы (журчание воды, пение птиц). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Релаксация помогает одним детям снять тревожность и напряжение, а другим – сконцентрироваться, погасить возбуждение.
Упражнения на релаксацию проводим не только во время физкультминуток, но и особое внимание уделяем релаксационной паузе в сенсомоторном центре, где с детьми организуем игровые занятия с элементами тренинга направленные на преодоление негативных эмоциональных состояний (страхов, тревожности, агрессивности, на снятие эмоционального и мышечного напряжения, релаксацию, развитие сенсомоторной и познавательной сферы, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, развитие коммуникативных умений, оптимизации межличностных отношений в группе дошкольников, развитие социальных навыков.
Комплексное использование и применение оборудования сенсомоторного центра носит релаксационный и активационный характер оказывает более благоприятное воздействие на развитие детей.
Например, использование шатра, мягкого напольного покрытия, подушечек помогает снять мышечное напряжение, негативных эмоций и состояний.
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, снижению двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения, способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Воздушно-пузырьковая колонна применяется для развития визуального восприятия, тактильного восприятия, цветовосприятия, активизации внимания, общей релаксации.
Кривое зеркало применяется для развития мимики и пантомимики, умения выражать различные эмоциональные состояния, снижение нервно- психического и эмоционального напряжения, формирование уверенности в себе.
Предлагаем следующие упражнения на релаксацию:
1. Летняя ночь
— Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышим легко. ровно. глубоко. (2 раза)
— Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью.
Воздух чист и прозрачен.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Мы полны сил и энергии.
Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.
2. Отдых на море
— Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке. Вам тепло и приятно.
Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам — по всему телу. Ваши руки отдыхают. Ваши ноги отдыхают.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно.
Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и. засыпаете.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали. Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать! Подтянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать!
3. Отдых в волшебном лесу
— Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые. У них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Вам хорошо и спокойно.
Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Предлагаются следующие упражнения в сухом бассейне:
1. «Море шариков»
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.
Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагаем представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.
2. «Дыши и думай»
Цель: развитие образа тела, воображения.
Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагаем сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.
3. Сеансы психофизической разгрузки.
Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.
Из положения «лежа»
- Медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;
- Медленные движения вперед-назад;
- Спрятать в шариках руки (ноги);
- Спокойно лежать на спине (животе);
- Спокойно лежать в любой удобной позе.
Из положения «сидя»
- Передвигаться на ягодицах вперед-назад;
- Бросать шарики вперед – назад, вправо-лево;
- Кидать шарики в корзину.
Применение педагогом-психологом в своей совместно-организованной деятельности вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий с детьми, при сочетании таких методов как игротерапия (игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, игры- драматизации, физическое развитие (физкультминутки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, психогимнастика, су-джок терапия, музыкальная терапия, песочная терапия, изобразительная деятельность, сказкотерапия, релаксация, оказывает существенное влияние не только на физическое и психическое развитие, но и позволяет своевременно скорректировать имеющиеся психоэмоциональные нарушения у ребенка.
Педагог должен всегда помнить об эмоциональном состоянии воспитанников. Эмоциональный настрой педагога, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии психоэмоционального напряжения. Своим теплом, заботой и поддержкой Вы сможете сохранить психоэмоциональное здоровье ваших воспитанников и подарить ему счастливое детство.
Существуют разные релаксационные игры:
игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела; (см. Приложение 1)
игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой; (см. Приложение 2)
игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;(см. Приложение 3)
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
«Улыбка»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Взрослый: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться шире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Игра с шарфиком»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».
«Лягушонок»
(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки)
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Процедура проведения. Взрослый рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.
Вот понравилось лягушкам:
Тянут губы прямо к ушкам!
Взрослый и дети осторожно пальцами растягивают улыбку к ушкам.
Потяну - перестану и нисколько не устану!
«Отпускают» улыбку.
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.
Пальчиком руки проводят по
расслабленным губам сверху вниз.
«Хоботок»
(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки)
Цель: снять напряжение
Процедура проведения. Взрослый рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.
Подражаю я слону:
Губы «хоботком тяну.
Взрослый и дети тянут губы «хоботком».
А теперь их отпускаю. И на место возвращаю
Возвращаются в исходное положение.
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.
Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз.
«Лимон»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Взрослый предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
«Сорока-ворона»
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ребенок и взрослый в паре проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Затем меняют руку.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому - Из большой миски
Да большой ложкой. Всех накормила!
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Процедура проведения. Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Муравей»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ребенок и взрослый сидят на ковре. Взрослый: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)
«Мороженое»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Взрослый: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела". Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.
«Холодно - жарко»
Цепь: Снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Взрослый: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер.» (Дети повторяют действия.)
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура проведения. Взрослый предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки, жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
«Потягушечки»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.
Взрослый предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Взрослый (через несколько секунд) : «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
«Артистическое приседание».
При сильном нервно-психическом напряжении можно выполнить 10-15 приседаний, либо 10 -15 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется артистами перед ответственными выступлениями.
Как помочь ребенку пережить стресс
Разговаривайте с ребенком Большинство родителей попадают в ловушку..
Не прячьте от ребенка свои эмоции.
Помните, что дети реагируют иначе.
Снизьте требования к ребенку.
Разрешайте ребенку оставаться ребенком.
Позаботьтесь о себеКакие есть способы снятия психоэмоционального напряжения?
состояние, в повседневной жизни чаще всего используются следующие способы :
Сон Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания..
Общение с людьми..
Водные процедуры.
Хобби.
Физические упражнения и спорт.
Смена обстановки.
Приобщение к искусству..
Смех, юмор
Итак, как помочь разгневанному ребенку успокоиться?
Познакомьте ребенка с новой неприятной эмоцией.
Встретьте гнев сочувствием.
Вместо того чтобы отправлять ребенка в угол для наказаний, сделайте для него уголок уюта и отправляйте его туда.
Научите ребенка правильно дышать.
Практикуйте с ребенком осознанность.