Елена Грешнякова
Новый взгляд на планирование в ДОУ
Новый взгляд на планирование в ДОУ.
В последнее время педагогов дошкольного образования ориентируют на новую форму планирования своей работы- гибкое планирование.
Педагоги нашего детского сада уже активно используют данную форму в своей профессиональной деятельности во всех возрастных группах.
Так что же это такое-гибкое планирование?
На современном этапе дошкольного образования план не строится в строгом соответствии с результатами рекомендуемой программы. В его основе лежит тематическое содержание, интересные для детей проблемы, события и явления.
Публикация «Новый взгляд на планирование в ДОУ» размещена в разделах
В первую очередь данная форма позволяет ориентировать познавательный процесс на интерес ребёнка. И нет ограничения на время проживания образовательного события. Если тема оказывается очень увлекательной, то знакомиться с ней можно до полного насыщения информацией детьми.
Дошкольники имеют возможность самостоятельно сформулировать проблему и предлагая различные варианты искать пути её решения.
Планирование становится динамичным и творческим процессом, в котором кардинальным образом меняется роль и функция воспитателя. Он уже не всезнающий и всемогущий взрослый, а педагог, предполагающий готовность быть открытым для восприятия новых стимулов, быть постоянно внимательным, проявлять интерес и радость от общения с детьми и их познавательного роста. Внимательное, серьёзное и уважительное отношение к детским интересам и высказываниям меняет позицию педагога на партнёра. Задача воспитателя –наблюдать, изучать, собирать информацию, поощрять, создавать условия, сотрудничать с детьми, коллегами, родителями и общественностью. Программа, в свою очередь, как образовательное пространство, выступает в качестве ориентира и эталона оценивания педагогической работы.
Уже апробированы многие приемы планирования нового формата : «Модель трёх вопросов», «Модель семи вопросов», «Проектный четверг», «Хочу все знать», «Вопросник-ответник» и т. д. Но все эти формы ориентированы на организацию работы с детьми старшего дошкольного возраста.
А вот как адаптировать новую форму планирования с детьми раннего возраста, было не понятно. Да, они очень любознательны, но пока не могут сформулировать свои интересы, а многие просто еще не говорят. А «навязывать» свои темы детям уже не хочется. Но как же все-таки планировать? Со временем пришло понимание того, что малыши может и не смогут сказать, что их интересует, а вот подсказать-легко, главное повнимательнее за ними наблюдать. И так мы с коллегами открыли для себя еще одну форму гибкого планирования, но ориентируемую уже на детей с 2-3 дет.
И назвали ее «Теория неожиданных идей».
Наблюдая за малышами на прогулке, отметили интерес к одуванчикам. Сразу родилась идея расширить представления у малышей об этом растении. Разбирались со строением, коллективно собирая его из корня, стебля и цветка. Прием «пластилинография», помог одеть одуванчик в «жёлтый сарафанчик», а скатанные малышами ватные комочки нарядили его в «беленькое платьице». Подрисованные малышами стебельки наглядно указывали на то, что у кого-то «выросли» длинные, а у кого-то короткие. Так и появилась в группе своя полянка из этих замечательных летних цветов. Прислушиваясь к их рассказам и бесконечным «почему?» рождались идеи познакомить их с зимующими птицами и узнать побольше о любимых домашних питомцах. И с каким удовольствием трехлетние дети сами рассказывают по фотографии (конечно с помощью наводящих вопросов, о своих любимых домашних животных, вызывая большой интерес у сверстников. Совершенствуется развитие связной, монологической речи и выделяется ведущая образовательную область "Речевое развитие", а музыкальная физминутка под песенку «кис-кис-мяу», счет животных, с которыми дети познакомились, коллективное раскрашивание «Радужной» кошечки, определяет интеграцию с другими образовательными областями.
Даже печенье, в форме морских животных, подсказало очередную тематическую идею, так как вызвало у малышей желание познакомиться с жизнью обитателей моря. Мы считали и отсчитывали количество, цветным песком раскрашивали морскую траву. Раскрашивали предложенных на выбор морских обитателей в технике «граттаж» и оформили панно на морскую тематику.
Не остаются в стороне и семьи наших воспитанников. Родители, как полноправные партнеры, помогают нам разнообразить образовательную среду по любой теме, а в старшем возрасте проводят даже мастер-классы.
Гибкое планирование-это стимул детской инициативы и самостоятельности в любом возрасте. Ведь на развитие у дошкольников этих качеств ориентирует нас ФГОС.
Воспитатели МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №5»
Приморский край г. Находка
Грешнякова Е. Л. (воспитатель)
Войтенко Л. С. (воспитатель)
Козинец Ю. Б. (воспитатель)
Саливончик Л. А. воспитатель)
Спирина А. В. (воспитатель)
Степанюк М. В. (воспитатель)
Правдивец Н. Е. (музыкальный руководитель)
Туренко О. Л. (воспитатель)