Елена Борская
Консультация «Новый подход к педагогической диагностике ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая диагностика : проводится педагогом, так как является одним из средств организации образовательной деятельности. Результаты используют для индивидуализации образования – определение ИОМ и оптимизации работы с группой. По результатам посмотреть, есть ли дети, которым необходима углублённая психологическая диагностика.
Психологическая диагностика : проводится педагогом психологом, дефектологом, для этого необходимо согласие родителей. Результаты используют для психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей, а также написания АОП
Публикация «Консультация „Новый подход к педагогической диагностике ДОУ“» размещена в разделах
Чтобы организовать педагогическую диагностику, используют различные методы:
Пед. тестирование – детям предлагают различные методики, тесты, чтобы определить, насколько успешно освоен материал. Эффективность тестирования определить достаточно сложно, поскольку ни в одной из предлагаемых образовательных программ нет примеров корректно сформированных тестов.
Контрольное занятие – метод педагогической диагностики, при котором детям предлагают выполнить специальные задания, чтобы определить, насколько они овладели конкретным видом деятельности. Современная модель образовательной деятельности представляет собой совмещение совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей. На контрольном занятии воспитателю целесообразно использовать специальные вспомогательные средства: таблицы, карточки и т. д.
Наблюдение остаётся основным методом организации педагогической диагностики. Он позволяет получить полноценную, информацию об успешности образовательного процесса, о динамике развития ребёнка в образовательном процессе в целом. Наблюдение как диагностическая процедура должна соответствовать следующим условиям и быть: организованным, целенаправленным, фиксируемым.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Для наблюдения необходимы карты наблюдений индивидуального развития детей. Наблюдение за детьми может проводиться в специально созданных образовательных ситуациях (когда детям в заданной ситуации предлагается решить поставленную задачу, выполнить определенное действие) и повседневной образовательной деятельности. В педагогической диагностике могут принимать участие, как воспитатели групп, так и специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед и т. д.) учреждения.
Педагогическая диагностика проводится 2-3 раза в год. Результаты наблюдений за детьми фиксируются в картах наблюдения, представляющих показатели и критерии по пяти образовательным областям с помощью 3-х балльной системы. Карты заполняются на группу детей. Чтобы зафиксировать результаты наблюдений необходимо определить освоение каждым воспитанником АООП. Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, которая основывается на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития: фиксация результатов наблюдения в системе педагогической диагностики предполагает понятия: «зона актуального развития» - ребенок может выполнить это самостоятельно (3 балла, «зона ближайшего развития» - ребенок еще не выполняет действия самостоятельно, но может сделать это с помощью взрослых (2 балла, отсутствие процесса даже в зоне ближайшего развития – ребенок не справляется с действием даже с посторонней помощью (1балл). Технология работы с картами наблюдениями включает два этапа: 1 этап – напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить по строке и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Полученные данные отражают динамику развития воспитанника по показателям, выявляя имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер. На основе полученных данных можно определить успешность образовательной деятельности, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
2 этап – когда все дети прошли педагогическую диагностику подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций и планирования деятельности по совершенствованию образовательного процесса в группе. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 2,3. Эти же параметры в интервале средних значений от 1,4 до 2,2 можно считать показателями проблем в развитии ребенка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 1,4 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировке педагогического процесса в группе по данному параметру. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения задач индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей, могут анализироваться педагогическими работниками учреждения, но не могут выходить за пределы дошкольной организации.
Роль родителей: законные представители ребё нка имеют право: знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, и воспитательными технологиями; получать информацию о всех видах планируемых обследований; давать согласие на проведение таких обследований отказаться от их проведения или участия в них; получать информацию о результатах проведенных обследований. (закон «Об образовании в РФ», от 29.12.2012г.)
Результаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников. Цель педагогической диагностики : оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.