Надежда Степанова
Консультация для воспитателей «Деятельностный подход при развитии способностей ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Шалва Амонашвили
Стремительно изменяющийся мир, в котором живет современный человек, требует от него умения быстро находить решения на жизненные вопросы, творчески мыслить и иметь желание учиться всю жизнь, экспериментировать, действовать, изучать еще неизвестное.
Публикация «Консультация для воспитателей „Деятельностный подход при развитии способностей ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Конструктивно выполнить эти задачи образования XXI в. и помогает деятельностный подход в обучении. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОО.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно — деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
1. Понятие, особенности и структура деятельностного подхода.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельностный подход — это:
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
2. Принципы деятельностного подхода:
1) принцип субъектности воспитания:
Воспитанник — не объект воспитательно — образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности.
Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.
2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
3) принцип учета сенситивных периодов развития:
Ориентируется на сенситивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет — сенситивный период речевого развития, 4,5- 5 лет — развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
4) принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:
« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
5) принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:
Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
6) принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:
Деятельность должна быть социально — значимой и общественно — полезной.
7) принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
8) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
9) принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
10) принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
11) принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
12) принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход — организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л. Г. Петерсон)
3. Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода:
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка
3. Мотивирование к деятельности
4. Проектирование решений проблемной ситуации
5. Выполнение действий (заданий)
6. Анализ результатов деятельности
7. Подведение итогов
4. Методологические подходы к организации занятий с детьми:
1) Ребенок занимает активную позицию на занятии: он - то слушающий, то — наблюдающий, то – действующий;
2) Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
3) Обязательны смена мизансцен и движение;
4) Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
5) Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
6) Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
7) Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; — Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
8) В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
9) Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
Формы самореализации дошкольников:
1) Выставки (тематические и авторские);
2) Персональные выставки детских работ;
3) Презентации;
4) Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
5) Коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
1) Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
2) Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
3) Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
4) Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
5) Учи анализировать каждый этап работы;
6) Критикуя, стимулируй активность ребенка.