Анна Мовсисян
Консультация «Конфликты в педагогической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мовсисян Анна Давидовна
Воспитатель
Детский сад № 56 Калининского района
Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. Конфликт — столкновение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.
Публикация «Консультация „Конфликты в педагогической деятельности“» размещена в разделах
Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые, кратковременные и затяжные, явные и скрытые. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивный (конструктивный) и деструктивный конфликт.
Продуктивный (конструктивный) конфликт имеет следующие позитивные моменты:
• • способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
• • происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, "снятие"; находятся средства для предотвращения будущих конфликтов;
• • происходит отрицание старых отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
• • изживается внутренняя напряженность, разряжаются агрессивные чувства, фрустрации, неврозы;
• • способ самоутверждения личности;
• • межгрупповые конфликты приводят к групповой интеграции, росту солидарности и сплоченности группы.
Но конфликты целесообразнее решать мирным, конструктивным путем.
Компонент конфликта — педагогическая ситуация — реальная обстановка в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.
Виды ситуаций:
• • ситуация деятельности — возникает по поводу выполнения учащимися учебных или других видов заданий или поручений;
• • ситуация поведения — возникает как следствие нарушения учащимися правил поведения в школе, дома, в общественном месте;
• • ситуация отношений — возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателями и учащимися или между учащимися.
Особенности педагогического конфликта :
• • профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;
• • участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;
• • разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;
• • различное понимание событий и их причин участниками;
• • педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;
• • присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;
• • профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению.
Нежелательные последствия конфликта : причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемость у отдельных детей или групп.
Способы разрешения конфликта : проявление эмпатии, "третейский судья" (обращение к третьей стороне, двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица, поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка, эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. "Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания" (Д. Таннэн).
Операции по созданию взаимодействия в конфликте :
• • добиться адекватного восприятия друг друга;
• • не отвечать на агрессию агрессией;
• • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
• • давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;
• • стараться выразить свое понимание;
• • не делать скоропалительных выводов;
• • предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.
Диалог:
• • соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;
• • не перебивать без необходимости;
• • не навязывать свою точку зрения;
• • не быть категоричным;
• • в своих доводах опираться па факты.
Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.
Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным. Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).
Нежелательные последствия конфликта : причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемость у отдельных детей или групп.
Способы разрешения конфликта : проявление эмпатии, "третейский судья" (обращение к третьей стороне, двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица, поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка, эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. "Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания" (Д. Таннэн).
Операции по созданию взаимодействия в конфликте :
• • добиться адекватного восприятия друг друга;
• • не отвечать на агрессию агрессией;
• • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
• • давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;
• • стараться выразить свое понимание;
• • не делать скоропалительных выводов;
• • предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.
Диалог:
• • соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;
• • не перебивать без необходимости;
• • не навязывать свою точку зрения;
• • не быть категоричным;
• • в своих доводах опираться па факты.
Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.
Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным. Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).