Оксана Лапина
Новые технологии оздоровления «Игровой стретчинг и другие»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые технологии оздоровления
«Здоровый нищий счастливее больного короля»
Артур Шопенгауэр
Согласно ВОЗ: «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия"
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга,болезни.
Публикация «Новые технологии оздоровления „Игровой стретчинг и другие“» размещена в разделах
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей) ; физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела) ; биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.) ; биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
"Здоровье - первая составляющая счастья" Джозеф Пилатес. Он полагал, что для достижения счастья необходимо мастерски управлять своим телом. "Если в тридцать лет вы закрепощены и не в форме, то вы стары. Если в шестьдесят вы подвижны и сильны, то вы молоды". Согласно Пилатесу, развитие человека заключается в ведении идеального образа жизни через равновесие физических, умственных и духовных качеств.
Знаменитый древнекитайский медик хирург Хуа-То (второй век нашей эры, основатель древнекитайской гигиенической гимнастики, утверждал, "Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет". Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, - поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.
Для полноценного физического и психического развития ребёнка в детском саду наряду с созданием физкультурно-оздоровительной работы, повышения мастерства педагогов, комплексного решения физкультурно-оздоровительных мероприятий, мы предлагаем использовать современные здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
По сути, физкультурно-оздоровительная технология или технология оздоровления – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.
Сегодня оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно- оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности. Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа.
Вашему вниманию мы хотим предложить следующие здоровьесберегающие технологии : упражнения на степах, фитболах, дыхательная гимнастика, релаксация, игровой стретчинг, упражнения на развитие правильной осанки, цветотерапия.
Очень интересна для детей степ-аэробика. В ряду наиболее эффективных комплексов оздоровительной гимнастики техника степа — самая простая в исполнении и эффективная. Она позволяет в короткий срок добиться наилучших результатов — повысить жизненный тонус, укрепить мускулатуру и наполнить тело жизненной энергией. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.
Для выполнения гимнастических упражнений с предметами в различных исходных положениях предлагаем применять фитболы. Ручка фитбола, лежащая на полу, создаёт дополнительную опору и устойчивость, облегчая работу с ним. Фитболы так же эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки». Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. Они оказывают вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, неврастении. Одна лишь правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, способствует формированию правильной осанки, а поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Очень важна цветовая гамма физкультурного оборудования, помещения (цветотерапия, в котором дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества. Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболевании позвоночника, обмена веществ, мигрени.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых оздоровительных технологий, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одна из технологий, которую мы используем - игровой стретчинг.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
Значение игрового стретчинга
- увеличивается подвижность суставов
- мышцы становятся более эластичными и гибкими
- повышается общая двигательная активность
- упражнения направлены на формирование правильной осанки
- проявление двигательного творчества и самовыражения в движении.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого.
Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга :
1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.
2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.
3. Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
5. Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я работаю с детьми четвёртый год. Я знаю их возможности. Поэтому требования к детям индивидуальные.
6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.
Основные правила стретчинга :
-разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т. к. сгорбленность уменьшает гибкость;
-спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.
Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.
кому противопоказан стретчинг
Делать упражнения на растяжку не рекомендуется людям с травмами и патологиями суставов и позвоночника, по крайней мере, на остром этапе болезни. Не стоит заниматься стретчингом людям с остеопорозом, артритом, тромбозом, грыжами и серьёзными заболеваниями сердца. Не нужно отправляться на тренировку при температуре и других признаках инфекционных и воспалительных поражений организма.
Гимнастика для ума — что это такое?
Гимнастика для ума — это специальные физические упражнения, каждое из которых положительно влияет на наши мыслительные способности (способности к обучению). Гимнастика основана на взаимосвязи физического развития, развития речи и когнитивных способностей человека.
Достаточно 5-7 минут в день тренироваться — результаты не заставят себя ждать. Причем, эффект будет заметен сразу в виде бодрости, прилива сил и улучшения способности сосредотачиваться. А долгосрочные результаты?
В чем поможет гимнастика для ума?
Если тренироваться каждый день хотя бы 7 минут, гимнастика поможет восстановить недостающие связи в головном мозге, улучшит мыслительные процессы, а также:
• Повысит уровень энергии, необходимой для мышления.
• Улучшит произвольное внимание и саморегуляцию.
• Улучшит зрительно-моторную и двигательную координацию.
• Поможет развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления).
• Активизирует межполушарное взаимодействие.
Эффект от упражнений будет не мимолетным, а длительным, так как гимнастика для ума действительно тренирует мозг (в отличие от лекарств, которые вносят улучшения лишь на время приема).
Кому нужна гимнастика для ума?
Гимнастика для ума полезна всем детям: ведь она помогает лучше раскрыть потенциал мозга. Очень нужна гимнастика детям со следующими особенностями:
• с трудностями в обучении;
• с задержкой речевого развития;
• с различными речевыми проблемами;
• с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
• из «группы риска» — если беременность, роды, раннее развития проходили со сложностями (гипоксия, асфиксия, инфекции и т. д.);
• у которых наблюдается что-то из следующего: трудность переключения, повышенная капризность, быстрая умственная истощаемость, эмоциональная лабильность, дефицит внимания, проблемы с самоконтролем.
Какие упражнения включает гимнастика для ума?
Она включает в себя упражнения:
• направленные на умение напрягаться и расслабляться;
• растяжки;
• направленные на умение подобрать и сохранить какую-то позу;
• направленные на умение переключаться;
• перекрестные упражнения;
• игры с правилами;
• игры, где нужно начать или закончить действие по сигналу.
Часто в гимнастику включают упражнения из йоги, у-шу, тай-чи, различные дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Для детей важно, чтобы упражнения были не скучными, а имели вид игры.
Упражнения для мозга.
Упражнения для мозга очень полезны всем детям, но особенно детям с дефицитом внимания, задержкой речи и речевыми трудностями, детям с трудностями в обучении.
Подробнее о том, что такое упражнения для мозга, чем они помогут ребенку — можно прочитать в статье «Гимнастика для ума». А в этой статье я постараюсь привести примеры таких упражнений и расскажу, как родителям подобрать для своего ребенка упражнения для мозга, чтобы получился хороший комплекс.
Где найти упражнения для мозга?
Как уже говорилось в статье «Гимнастика для ума», в комплекс необходимо включать упражнения:
• направленные на умение напрягаться и расслабляться;
• растяжки;
• направленные на умение подобрать и сохранить какую-то позу;
• направленные на умение переключаться;
• перекрестные упражнения;
• игры с правилами;
• игры, где нужно начать или закончить действие по сигналу;
• дыхательные упражнения;
• упражнения для глаз.
Посмотрите на упражнения, приведенные ниже. Я привожу их для примера, для Вашего вдохновения. Чтобы было понятно, какие упражнения искать. Надеюсь, они помогут Вам составить со временем свой комплекс.
Упражнения для мозга от Пола
Все упражнения разделены на 4 группы:
• Энергетические упражнения (поддержание равновесия — подготовка к планированию, организации).
• Углубление положения (способности к игре и самокотролю).
• Растягивающие движения (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания).
• Срединные движения (навыки общения и переработки сенсомоторной информации).
Вот примеры упражнений из Brain Gym. Я приведу три упражнения с подробными разъяснениями Пола Деннисона, чтобы Вы могли оценить всю глубину метода:
Упражнение «Ясность» (Кнопки мозга).
Положите указательный и большой пальцы одной руки на две выямки прямо под ключицей справа и слева от грудины. Ладонь второй руки положите на пупок.
Помассируйте пальцами в течение 30 секунд точки под ключицей, одновременно медленно двигая глазами налево-направо по горизонтали. Поменяйте руки и повторите движение.
Упражнение «Активность» (Перекрестное движение — способствует обучению, помогает развить навыки чтения, письма, слушания и говорения и понимания.).
Встаньте удобно маршируйте на месте, пересекая срединную линию вашего тела поочередно касаясь левым локтем правого колена и правым локтем левого колена.
Прислушайтесь к ощущениям своего тела – насколько комфортно оно себя чувствует при выполнение движений на пересечение середины. Выполняйте упражнение до появления ощущения комфортного выполнения
• Если цель — сосредоточиться, лучше выполнять упражнение медленно, полностью выпрямляя руки и ноги.
• Чтобы поработать над балансом, ребёнок может выполнять упражнение с закрытыми глазами или представлять, что плывёт.
• Некоторым детям – тем, которые оценят такой подход – можно привязать цветные ленточки на запястья и лодыжки.
Упражнение «Двойные каракули» (рисование зеркальных фигур одновременно правой и левой руками (ногами) — облегчает переход от общей к мелкой моторике, помогает сосредоточиться, развивает умение следовать инструкциям, улучшает пространственное восприятие, навыки чтения, письма и математики).
На доске или мольберте нарисуйте разноцветными маркерами одновременно обеими руками фигуры, похожие одна на другую, как зеркальное отражение. Движение рук должно идти от плеч – друг к другу, в противоположную сторону, вверх и вниз, в то время как на доске появляются занимательные фигуры. Станьте позади ребенка и помогите ему, направляя его руки, задавая им движение. Научите его делать движения от срединной линии тела, от грудины. Произносите вслух: «В сторону, вверх, к центру, вниз», помогая ему рисовать одновременно обеими руками квадраты, круги, углы и прочие формы. Пусть продолжает самостоятельно, когда научится рисовать без усилия «зеркальные» фигуры.
• Напоминайте ему, что нужно держать голову расслабленной, не напрягать руки и глаза во время движения, обращайте внимание на процесс, а не на результат. Старайтесь избегать как положительных, так и отрицательных суждений. Поощряйте любые эксперименты.
• Пусть ребенок начинает рисовать на большой доске, а потом попробует делать это на небольшом листе бумаги, прикреплённом к стене или полу.
• Предлагайте различные инструменты для рисования (карандаши, маркеры, мел, краски).
• Если вы работаете в группе, рисуйте каракули в воздухе, под музыку, одновременной всей группой под руководством «дирижёра». Пусть дети выполнят упражнение, не только руками, но плечами, локтями, запястьями, стопами.
• Сидя дети могут попробовать рисовать Двойные каракули руками и стопами одновременно.
• Если вы занимаетесь с малышами или с особенными детьми, обязательно используйте музыку или напевайте, выступайте в роли дирижёра, чтобы дети могли следить за движениями ваших рук.
сли Вам понравились упражнения для мозга Brain Gym, очень рекомендую прочитать книгу «Гимнастика мозга» Пола Дэннисона. Это поистине одна из книг, меняющих жизнь. Конечно, если не просто прочитать, а действовать
Другие упражнения для мозга: растяжка, напряжение-расслабление.
1. Упражнение на растяжку «Струна» (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания). И. п. лежа на спине. Предложите ребенку представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело. Сначала нужно потянуться двумя руками. Потом двумя ногами. Затем — правой рукой и правой ногой, и, наконец, левой рукой и левой ногой. Спина при этом не должна выгибаться или напрягаться. Потом упражнение повторяется лежа на животе.