Бутусова Марина
Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Но, как показывают научные и эмпирические данные, это направление остаётся для современного воспитателя самым сложным.
Детские сады испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников, причинами которых, по мнению сотрудников дошкольных образовательных учреждений, являются:
• низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг по уходу и присмотру за ребенком;
Публикация «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи» размещена в разделах
• недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
• отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;
• стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;
• неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома.
По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:
• отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания, а не полноправным участникам образования ребенка;
• недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями;
• неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении тех проблем, которые их волнуют;
• стремление воспитателей избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п. ;
• «закрытость» дошкольного учреждения для родителей – неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.
Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами ДОУ, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребёнка, неумение принять точку зрения родителей, уверенность только в своей правоте. Чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определёнными приёмами эффективного общения с родителями.
Наблюдение показало, что в практике работы некоторых воспитателей еще не изжит менторский подход по отношению к членам семьи воспитанников, наблюдаются самые разные варианты взаимоотношений с родителями, проявляющиеся в несогласованности, диктате и мирном сосуществовании, антагонизме и конкуренции. Определенная категория педагогов не столько ищет в общении с членами семьи способов сближения, сколько повода указать им на просчеты в семейном воспитании. Не умея тактично, продуманно и аргументировано вести диалог, они сами не получают удовлетворения контактами с родителями и вызывают соответствующее к себе отношение.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в ДОУ на семейные условия. Между тем задача педагога состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. Недоверие – это главное препятствие к установлению доброжелательных отношений.
Вместе с тем педагоги испытывают трудности, связанные с низкой заинтересованностью родителей, низким социальным статусом профессии воспитателя. Часто родители не знают специфики труда воспитателя, и общение строится на уровне взаимных претензий.
Отсутствие установки на сотрудничество у родителей может быть связано с недоверием к компетентности воспитателя, с тем, что они не видят в педагогах квалифицированных специалистов, готовых оказать им помощь в решении воспитательных задач.
Педагоги сами признаются, что они не владеют в должной мере новыми подходами к взаимодействию с родителями.
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребёнка. Эффективно помогает в этом техника «Я - сообщений», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения. С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что не маловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
Педагогам необходимо осваивать новые подходы к взаимодействию с родителями - это переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
К новым подходам к взаимодействию относится учет личного опыта родителей.
Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.
Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности. Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:
• готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;
• предотвращение от приватных связей с членами семьи.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытостью детского сада внутрь».
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.
Самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в образовательном учреждении, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм взаимодействия педагога с семьей
I стадия - Поиск контактов при первой встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
II стадия - Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
III стадия - Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
IV стадия - Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
V стадия - Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе на перевоспитание ребенка.
VI стадия - Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.
Инициатором контакта всегда является педагог!
Литература:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов. - М. : Творческий центр «Сфера», 2013.