Александр Владимирович Гришин
Новые педагогические исследования компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы быть постоянно востребованным, и не только по основной профессии, но и в других сферах деятельности, не связанных с полученной в
институте квалификацией, нужно организовать так учебный процесс, чтобы студенты овладевали различными ключевыми компетенциями, входящими в ФГОС по основной специальности. И это является важной особенностью.
Итак, к ключевым компетенциям следует отнести когнитивную (стремление к
Публикация «Новые педагогические исследования компетентности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
совершенствованию своих профессиональных навыков, эмоциональную (способность к саморегуляции, способность работать в «зоне психологического комфорта» и т. д., «рефлексивную» компетенцию (умение анализировать и корректировать свои действия Проблема совершенствования подготовки современных управленческих кадров для образовательных организаций обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. Особенностью современной политики в области образования является децентрализация управления и перераспределение управленческих функций между различными уровнями. В современных условиях в контексте управления образованием имеется ряд нерешенных вопросов, среди которых, приоритетным на наш взгляд, является повышение профессиональной компетентности руководящих кадров в
образовательных организациях. В этой связи современные исследователи все чаще говорят о компетентностной концепции формирования и развития педагогических и управленческих кадров. Сегодня компетенцию определяют как осведомленность в какой-либо области, как круг вопросов,
явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Чаще всего термин компетенция характеризуется словами знания, опыт, осведомленность.
Толковый словарь под редакцией Ожегова С. И. определяет прилагательное «компетентный» как «обладающий компетенцией», а также «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области», что логично следует из вышеприведенного определения понятия «компетенция». Значение
же существительного «компетентность», в отличие от «компетентный» определяется сложнее. Самое сжатое объяснение – это «обладание компетенцией», то есть наличие знаний, опыта, осведомленности. Учитывая употребление слова «компетентность» в конкретных социальных и профессиональных ситуациях, составители словарей дают более полные определения, например, такие как «способность применять знания и навыки для достижения ожидаемых результатов» или «мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем».
Таким образом, компетентность подразумевает хорошо развитую совокупность способностей, образцов поведения, знаний, умений, навыков, личных качеств человека, которые позволяют ему эффективно выполнять деятельность в определенной сфере. Компетентность не ограничивается теоретической подготовкой и уровнем знаний человека в определенной области, неотъемлемым ее элементом является способность принимать на основе имеющихся знаний соответствующие ситуации оптимальные решения и осуществлять необходимые действия. Компетентность выступает как
уже сформированное качество (или совокупность качеств) личности.
Термины «компетенция» и «компетентность» относятся к базовым понятиям компетентностного подхода к построению содержания образования в отечественной педагогике. В отечественной педагогике многие авторы различают данные понятия. Применительно к образованию общие понятия компетенция и компетентность видоизменяются с учетом особенностей, целей, задач и взаимоотношений субъектов образовательной деятельности. В соответствии с общими положениями ФГОС, уточняющими основные термины и определения, компетенция означает способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Под компетентностью подразумевается интегрированная
характеристика, определяющая готовность личности самостоятельно использовать знания, умения и личностные качества в непостоянных условиях профессиональной деятельности.
Компетентность также характеризует степень готовности человека реализовать свой потенциал для определенной деятельности, то есть затрагивает его мотивацию и ценностно-смысловые ориентации. Принимая во внимание ожидания и требования, которым должен отвечать специалист в современном мире, Ю. Г. Татур предлагает следующее определение: «компетентность специалиста с высшим образованием это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования».
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой теме позволил выделить ряд профессиональных компетентностей руководителя образовательной организации (далее – руководитель). К ним можно отнести: управленческую, инновационную, коммуникативную, экономическую, психологическую, информационную компетентности руководителя.
К наиболее выраженным видам профессиональной компетентности руководителя относят управленческую компетентность. Это подтверждается работами Е. Н. Беловой, В. В. Тарасенко, А. В. Хуторского и других авторов. Управленческая компетентность рассматривается в качестве совокупности
определенных личностных качеств руководителя и отражает его способность и готовность эффективно осуществлять необходимые управленческие функции, проявлять ценностное отношение к профессиональной деятельности, принимать оптимальные и адекватные решения управленческого характера в
постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Данный вид компетентности подразумевает не только обладание определенными умениями, но и систематическое и постоянное стремление к
совершенствованию своих знаний, а также готовность и умение принять данные знания в конкретной ситуации. Управленческая компетентность может быть также представлена в виде функциональных блоков: коммуникативного, организаторского, когнитивного, мотивационного, конструктивного, проектировочного, креативного и эмоционально-волевого.
Коммуникативная компетентность также выступает как ключевая, в связи с тем, что основной вид деятельности руководителя образовательной организации связан непосредственно с общением и постоянным взаимодействием с другими людьми. Данная особенность деятельности свойственна всем профессиям социономической направленности, для которых характерны нематериальные результаты.
Высококвалифицированный руководитель-управленец должен не только владеть необходимой совокупностью умений и знаний в контексте управления персоналом и развития образовательной организации, но и принимать оптимальные управленческие решения, контролируя и управляя ситуацией.
Профессиональная коммуникативная компетентность является интегральным понятием и подразумевает наличие совокупности специфических коммуникативных навыков и умений, которые позволяют человеку эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В контексте управленческой деятельности коммуникативная компетентность подразумевает наличие у руководителя систематизированных знаний психологического характера о себе и о других людях, навыков конструктивного взаимодействия, эффективных стратегий поведения в социальной ситуации, которые позволяют выстраивать эффективные взаимоотношения с окружающими людьми в соответствии с целями и условиями взаимодействия.
Инновационная компетентность руководителя. Основу инновационной компетентности руководителя составляет инновационная деятельность. Содержание инновационной компетентности подразумевается профессиональную подготовленность человека к управлению инновационной деятельностью, его профессиональную пригодность к управлению инновационной деятельностью организации, определенный опыт и эффективность управления развивающимся учреждением образования (качество деятельности результативность деятельности)».
Инновационная компетентность непосредственно связана со способностью руководителя принимать инновационные решения, которые связаны с наличием такой компетентностной составляющей, как совокупность сформированных компетенций, позволяющих определять стратегическое развитие образовательного учреждения в современных изменяющихся социально-экономических условиях, преобразовывать образовательную среду учреждения в инновационном направлении, обеспечивать профессионально-личностное развитие субъектов управления.
Экономическая компетентность сегодня приобретает особую значимость и рассматривается как интегративное качество личности, подразумевающее способность и готовность субъекта управленческой деятельности адекватно и эффективно решать проблемы организации экономического характера на основе актуализации имеющихся знаний и умений. (Ткачева О. Н.). Актуальность данной компетентности в контексте управления образовательной организации продиктована содержанием его деятельности,
включающей в том числе решение вопросов, связанных с экономической составляющей деятельности образовательного учреждения в условиях инновационной экономической среды.
Психологическая компетентность включает мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой, поведенческий и регуляционный аспекты. Особую важность психологическая компетентность руководителя приобретает в период происходящей в государстве социально-экономической перестройки и
антикризисного управления. Психологическая компетентность руководителя в данной связи включает в себя:
наличие систематизированных специфических знаний о кризисах в образовательной организации, этиологии их возникновения, динамическом развитии, знаний о закономерностях групповой и индивидуальной деятельности, взаимодействии людей в кризисной ситуации;
обладание психологическими умениями осуществлять консолидированное влияние на педагогический коллектив с целью адекватного реагирования на преодоление кризисной ситуации;
наличие специальных личностно-профессиональных и нравственных качеств, характеризующих поведение лидера и обеспечивающих формирование доверия педагогического коллектива. К данным качествам можно отнести характеристики силы личности, особенности волевых и интеллектуальных качеств, психологическую устойчивость.
Уровень психологической компетентности в современных условиях во многом определяется направленностью на конкретную деятельность, наличием определенного опыта управленческой работы, отсутствием технократичности сознания, наличием определенных психологических качеств, способностей и умений. Информационная компетентность руководителя. В рамках оценки функционирования образовательной организации в качестве существенного критерия рассматривается специфика стратегии ее развития, которая, в свою очередь, зависит от возможностей руководителя осуществлять поиск информации, анализировать и систематизировать ее. В этой связи информационная компетентность руководителя образовательной организации представляет собой совокупность определенных умений, знаний и навыков:
умение осуществлять эффективную работу с информацией: поиск, анализ, систематизация и передача информации;
умение проектировать и моделировать как собственную профессиональную деятельность,
так и деятельность образовательной организации в целом;
умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно коммуникационных технологий;
умение использовать в собственной практической профессиональной деятельности современные информационно-коммуникационные технологии, целью эффективного развития образовательной организации.
В заключение отметим, что в зависимости от угла рассмотрения выделяется та или иная направленность профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения. При этом не следует отрицать ее интегративную сущность, обращая особое внимание на такую составляющую, как непосредственно компетентность в управлении персоналом и образовательной организацией.