ВИКТОРИЯ КОСТИНА
Новогодний квест «В поисках похищенных шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема: Новогодний квест «В поисках похищенных шахмат»
Педагог: Костина В. С.
Предлагаемое мероприятие по шахматной деятельности «В поисках похищенных шахмат» построено в форме игры – квеста.
Цель мероприятия:
повышение у детей интереса к занятиям шахматами.
Публикация «Новогодний квест „В поисках похищенных шахмат“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Квесты
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
Задачи: активизация познавательной активности дошкольников; совершенствование навыков работы в команде; формирование умения использовать имеющиеся знания из разных областей.
Участники игры: в игре принимают участие дети подготовительных к школе групп и родители (в выполнении некоторых заданий).
Сюжетная линия игры
В начале декабря детям объявляется о проведении Новогоднего шахматного турнира на призы Деда Мороза. Начинается подготовка к турниру. Придя на очередное занятие, дети обнаруживают пустые коробочки от шахматных наборов и закованное в лёд письмо от Снежной королевы. Турнир под угрозой срыва. Но в письме подсказка. Требуется выполнить задания похитительницы, и спасти шахматные фигуры из ледяного плена.
Правила игры
Место проведения – помещения и территория дошкольного учреждения. Работу команды регулирует наставник (педагог по обучению игре в шахматы, который контролируют ход поиска решения задач, следит за временем подготовки, подсказывает, но не даёт готовых решений. В решении задач детям помогают сказочные герои и родители.
Продолжительность квеста : три дня.
Ход проведения мероприятия
День 1
Оборудование и материалы:
Портативная Bluetooth колонка и смартфон (или магнитофон); фонограмма ветра; ламинированное письмо, вмороженное в лёд; зашифрованное фразы «Сочините сказку», «о шахматных фигурах» и «сделайте книжку-малышку»; алфавит Снежной королевы (дешифровщик).
Дети входят в кабинет для занятий шахматами вместе с педагогом, слышат завывание ветра, видят приоткрытое окно и чувствуют сквозняк. Педагог просит детей расставить фигуры для игры на досках, пока он закрывает окно. Дети обнаруживают пропажу шахматных фигур из коробок. Педагог просит поискать фигуры. Дети ищут и находят кусок льда, в толще которого виднеется письмо.
Задания:
- придумайте, как извлечь письмо;
- разгадайте шараду в конце письма;
- найдите ключ-дешифровщик послания;
- расшифруйте 3 части послания;
- составьте предложение из расшифрованных частей.
Домашнее задание (из 5-го задания) :
Сочинить сказку о шахматных фигурах и оформить книжку-малышку. Попросить помощи у родителей при необходимости.
День 2
Оборудование и материалы:
Костюм Бабы-Яги, «волшебная» коробка, загадка Снежной королевы, ключи-подсказки, адрес страницы сайта кружка «Белая ладья» написанный на листе бумаги (по количеству участников, размещенные на странице сайта загадки от Снежной королевы.
На следующее занятие воспитанники приносят готовые книжки-малышки. Педагог зачитывает некоторые сказки, хвалит детей.
Задает проблемный вопрос: задание выполнено, но как же отправить книжки Снежной королеве?
Дети предлагают свои варианты.
Педагог, при необходимости, наводит детей на мысль о волшебном предмете:
- Но где его взять? Какой сказочный персонаж помогает героям русских сказок и дает в помощь волшебные предметы? (Баба-Яга). Сейчас предновогоднее время – время сказок и чудес. Можно ли встретить Бабу-Ягу в детском саду? Где? (в музыкальном зале). Тогда не будем терять время, отправляемся к Бабе-Яге!
Задание 1
Показать Бабе-Яге новогодний номер (Стих, песню, сценку, в обмен на волшебный предмет.
Дети получают от сказочного героя волшебную коробку, возвращаются в кабинет шахмат, кладут туда свои книжки и произносят волшебные слова (любые). Но вместо шахматных фигур в коробке дети обнаруживают новую загадку от Снежной королевы и 4 ключа к решению.
Задание 2
Для выполнения задания необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа работает со своим ключом.
Задание 3
Расположить буквы и знаки на плакате в соответствии с местом ключа. Получится электронный адрес кружка по шахматам, на странице которого размещены новые задания.
Домашнее задание:
вместе с родителями зайти на сайт кружка «Белая Ладья» и выполнить задание Снежной королевы (задание выбирается по сложности в соответствии с уровнем подготовки ребенка).
День 3
Оборудование и материалы: план территории дошкольного учреждения с ориентирами, загадкой-указателем, шахматные фигуры во льду.
Педагог собирает детей в кругу, воспитанники представляют своё решение заданий. Педагог хвалит детей и выражает надежду, что Снежная королева вернула шахматы. Предлагает проверить коробочки от шахматных наборов. Коробочки пусты, но в одной дети обнаруживают план, на котором обозначено место, где спрятаны фигуры.
Задание 1
Прочтение плана, соотнесение предметов на плане с реальными объектами.
Задание 2
Отгадать загадку-указатель на плане.
Задание 3
Найти фигуры, пользуясь планом.
Дети, найдя фигуры, застывшие во льду, возвращаются в кабинет шахмат и обнаруживают, что все комплекты шахматных фигур лежат в коробках. Шахматы спасены, турнир можно проводить.
Заключение
В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически.
Представленное мероприятие – одна из форм активизации познавательной активности дошкольников, а также возможность окунуться в волшебный мир шахмат.