Абрамова Лилия
Нормы звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это врожденная функция. Она усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным правилам, которые отчетливо прослеживаются в речи каждого определенного ребенка, а также это происходит в определенных временных рамках. Рамки эти, довольно условные, но все же знакомство с ними позволяет отличать нормы патологии [47].
Публикация «Нормы звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Детский возраст от пяти до семи лет – это дошкольный этап развития речи. В это время продолжает увеличиваться и активный, и пассивный словарь. В словарном запасе детей 5 лет уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются аналогичные слова. Дети старше 5 лет употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями; в их предложениях часто имена существительные заменяются местоимениями [50].
В этот же период формируется чутье языка. Дети 5 – 6 лет, слушая речь окружающих, способны заметить особенности произношения у других и недостатки в своей речи [46]. К этому времени речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к верному восприятию и произношению всех звуков родного языка.
Определяющую роль в процессе овладения ребенком правильного звукопроизношения играет слух, он обуславливает непосредственное артикулирование речи, постепенно все более и более уточняющееся. Различать все звуки речи на слух доступно ребенку уже с 2 – х летнего возраста, что и позволяет ему подражать этим звукам. К 3 – 4 годам он может улавливать на слух акустическое различие между собственным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его пытаться приблизить свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.
Последовательность усвоения различий по своей артикуляторной сложности характеризуется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии немного отстает от речеслухового. Вследствие этого ребенок, уже различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в силах овладеть их правильным произношением. Именно поэтому в возрасте до двух лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных, губно-губных согласных – [Г], [Б], [М]. Из этих звуков и состоят самые первые произносимые ребенком слова.
В возрасте от 2 – 3 лет происходит освоение произношения артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные [И], [Ы], [У]; губно-губные согласные [Ф], [В]; простые из переднеязычных звуков [Т], [Д], [Н]; заднеязычные [К], [Г], [Ч] и звуков среднеязычных [Г], [К]. Каждая из этих групп согласных звуков отличается наличием общих признаков артикуляции, что отражено в самих названиях звуков (губно-губные, передние и заднеязычные). Появление у малышей звуков именно группами не случайно. Например, когда ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, сразу в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука – [Т], [Д], [Н], подобная ситуация возникает и с другими группами звуков.
Произношением гораздо более сложных по своей артикуляции свистящих [С], [З], [Ц] и шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] звуков ребенок овладевает уже позднее, в возрасте от 3 – 5 лет. До этого периода, дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно простые. При этом заметно, что по мере совершенствования речевого аппарата подобные звуки-заменители постепенно усложняются. Например, если на первых порах в качестве заменителя звука [Ш] выступает звук [Т], [Т’], то немного позже в этой роли мы видим уже [С], затем [С’] (мягкие согласные в речи ребенка появляются после твердых) и сам звук [Ш] [30]. Поэтому, слово ШАПКА в разные возрастные периоды в речи одного и того ребенка будет звучать по-разному: ТЯПКА – СЯПКА – САПКА – ШАПКА. Здесь важно помнить, что во всех этих примерах происходит полная замена артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. Позднее всего, обычно лишь в возрасте 5 – 6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков [Р] и твердого [Л].
На 7 году, как правило, заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. В это время все произносимые ребенком слова состоят из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.
Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех детей характеризуется несовершенством, что нередко определяется термином «физиологическое (или возрастное) косноязычие». Это условие иногда усыпляет настороженность родителей и даже некоторых специалистов, которые все списывают на возраст и утверждают, что до достижения ребенком 5 – 6 лет в правильности его звукопроизношении волноваться не стоит.
Также следует упомянуть, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они являются простой заменой какого-то звука правильно произносимым другим звуком после 5 – 6 лет уже нельзя считать нормой. Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух, но и улавливать возможные неправильности их звучания. Также ему должны быть доступны и движения речевых органов, которые нужны для произношения даже самых сложных артикуляционных звуков. Если к названному возрасту этого нет – значит существуют какие–то особые причины, препятствующие нормальной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.
Однако и в более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности произношения звуков речи, которые выходят за пределы нормы и являются дефектом. Так, например, вместо обычной замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук как бы необычным образом, (картавое [Р], шепелявое [С], воздушное [Ш], произносимые раздуванием щек и т. п.) [29].
При нормальном строении артикуляторных органов и правильной их подвижности никакого особенностей в произношении звуков не должно происходить, за исключением редких случаев прямого подражания. А по причине того, что отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не стоит надеяться на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.
Нарушения звукопроизношения у детей могут появляться либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого–то более сложного речевого расстройства. Тогда как о дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи нужно говорить в случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если они ярко выражены на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В таком случае в процессе логопедической работы не следует ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
Библиографический словарь
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. Практическое пособие. / В. М. Акименко – Ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 143 с.
2. Аникеева Н. П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон [Электронный ресурс] / Н. П. Аникеева. – Электрон. Текстовые данные. – Спб. : Питер, 2016. – 128 с. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/anikieieva-n-glavnoie-o-vospitanii-dietiei-monties.html.
3. Арбекова Н. Е. Карточки по лексической теме «Дикие животные» : Учеб. пособие / Н. Е. Арбекова. – М. : ГНОМ, 2012. – 48 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. И. Божович. – Электрон. текстовые данные. – Спб. : Питер, 2008. – 398 с. Режим доступа: https://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/.
5. Болтакова Н. И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: Краткий конспект лекций [Электронный ресурс] / Н. И. Болтакова. – Электрон. текстовые данные. – Казань: Казанский федеральный университет, 2013. – 59 с. Режим доступа: https://tulpar.kpfu.ru/enrol/index.php?id=430.
6. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2008. – 224 с. Режим доступа: https://www.kidsunity.org/book/488345_C8868_borozinec_n_m_shehovcova_t_s_logopedicheskie_tehnologii_uche.pdf.
7. Бурмистрова Л., Мороз В. Расскажи детям о деревьях. Карточки для занятий в детском саду и дома: Наглядно-дидактическое пособие / Л. Бурмистрова, В. Мороз. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
8. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М. : АСТ, 2009. –
384 с.