Татьяна Карпова
Нормы развития речи детей
▼ Скачать
Этапы развития речи у детей
Запуск речи применяют для развития коммуникативных навыков у детей, если их речь не соответствует нормам развития.
Развитие речи у детей состоит из нескольких ключевых этапов:
Предречевой период: в 2-3 месяца младенцы начинают издавать звуки и кричать. Также в этом возрасте младенцы начинают реагировать на звуки, которые их окружают, использовать жесты и мимику.
Публикация «Нормы развития речи детей» размещена в разделах
Период начального произношения звуков: в возрасте около 6 месяцев дети начинают издавать разнообразные звуки и повторять их, например, «гы-гы», «ля-ля», «на-на». Это первые шаги в формировании речи.
Период односложных слов: в возрасте около 12 месяцев дети начинают произносить отдельные слова. Обычно это простые слова, которые обозначают предметы или близких людей, например, «ма-ма», «па-па». В этот период у ребенка пассивный словарь больше, чем активный.
Период двусложных слов и фраз: в возрасте около 1,5-2 лет дети начинают комбинировать слова (обычно 2, чтобы выразить свои потребности и желания. Например, "мама дай", "хочу пить" и т. д. В этот период словарный запас ребенка активно расширяется, и он начинает использовать более сложные фразы.
Период грамматического развития: В возрасте около 2-3 лет дети начинают использовать еще более сложные грамматические конструкции, множественное число, падежи. Дети начинают задавать вопросы и использовать при формулировке своих мыслей предлоги и союзы.
Развитие словарного запаса и связной речи: после 3-4 лет дети продолжают расширять свой словарный запас, навыки их связной речи улучшаются. Они начинают говорить сложными предложениями, рассказывать истории и выражать свои мысли и чувства более точно.
Нужно понимать, что перечисленные этапы развития речи — это общие ориентиры, и каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Некоторые дети проходят перечисленные этапы раньше, а некоторые — позже. Важную роль в поддержке развития речи ребенка играют взрослые, которые его окружают, поэтому взрослым стоит создавать стимулирующую речевую среду: общаться с ребенком, читать ему книги, пояснять названия предметов, объяснять различные природные явления, а также поощрять его стремление к коммуникации и задавать вопросы. Регулярное общение и внимание к потребностям ребенка помогут ему успешно пройти все этапы развития речи и научиться говорить четко и грамотно.
Как определяют, что речь необходимо «запускать»?
Если у ребенка наблюдается несколько из ниже приведенных признаков, то стоит обратиться к специалисту (логопеду, дефектологу, чтобы он провел более детальную оценку речевых навыков ребенка и дал рекомендации по развитию и запуску речи:
1. Отсутствие речи или ее ограниченность
Если ребенок не говорит в соответствии с его возрастными нормами, это может быть признаком задержки в развитии речи. Стоит обратить внимание, если ребенок:
в возрасте 2 месяцев почти не издает звуки и не кричит;
в возрасте 6 месяцев не обращает внимание на звуки вокруг, не улыбается и не произносит повторяющиеся слоги;
в возрасте 7-8 месяцев не обращает внимание на голоса родителей;
в возрасте 10 месяцев не лепечет;
в возрасте 2 лет не понимает обращений к нему и простые вопросы, использует 10-20 слов, но произносит их неразборчиво;
в возрасте 3 лет почти не говорит, не может формулировать простые предложения, знает около 50 слов, у него труднопонимаемая речь.
2. Ограниченный словарный запас
Если у ребенка небольшой словарный запас, и он плохо запоминает новые слова, это значит, что нужно помочь ему в развитии его лексических навыков.
3. Трудности в понимании речи
Если ребенок с трудом понимает простые просьбы или не реагирует на речь окружающих, это может быть сигналом, что у него проблемы с развитием слухового восприятия или речевым аппаратом.
4. Отсутствие коммуникативных навыков
Если ребенок не пытается устанавливать контакт с окружающими, не использует жесты или другие способы коммуникации для выражения своих потребностей и желаний, то это может свидетельствовать о недостатке у него коммуникативных навыков.
5. Социальные и поведенческие сигналы
Если ребенок испытывает повышенную тревожность и трудности при взаимодействии с другими детьми и взрослыми – у него наблюдаются проблемы с коммуникацией, то это также может быть признаком необходимости запуска речи логопедом или дефектологом.