Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:
МАТЕМАТИКА
- должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными
- должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»
- должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»
- должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»
- должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»
- должен уметь определять равенство и неравенство предметов
Публикация «Нормы психологического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы
- выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)
- знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей
- употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)
- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет
- наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)
- уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)
- уметь отвечать на вопросы взрослого
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека
- различать некоторые фрукты и овощи
- знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный
- различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются
- знать название и назначение некоторых предметов
- пересказывать небольшие потешки
К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
МАТЕМАТИКА
- считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
- сравнивать две группы предметов, используя счет
- сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними
- узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
- определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)
- знать правую и левую руку
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- правильно произносить все звуки родного языка
- использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили
- составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений
- понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано
- правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе
- правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.
- пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- знать как зовут родителей
- уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются
- называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды
- знать названия некоторых профессий
- знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый
- знать и уметь рассказывать несколько сказок
- знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора
К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:
ВНИМАНИЕ
- выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов
- находить 5-6 отличий между предметами
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
- уметь находить одинаковые предметы
ПАМЯТЬ
- уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов
- уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки
- пересказывать содержание небольшого произведения или сказки
- помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни
- запоминать и повторять небольшие фразы
- уметь сравнивать два изображения по памяти
МАТЕМАТИКА
- считать в пределах 10
- пользоваться количественными и порядковыми числительными
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10
- уравнивать неравное число предметов двумя способами
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам
- ориентироваться на листе бумаги
- знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)
- сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно
- употреблять в речи простые и сложные предложения
- пользоваться прямой и косвенной речью
- поддерживать непринужденную беседу
- составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
- уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры
- уметь обводит рисунок по точкам и по линиям
- уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка
- уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры
- уметь копировать простейшие рисунки
МЫШЛЕНИЕ
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ
- классифицировать предметы по определенным признакам
- подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор
- самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их
- сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга
- уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам
- уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка
К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:
МАТЕМАТИКА
- уметь считать в пределах 10
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого
- уравнивать неравное число 2 способами
- сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними
- различать форму предметов
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам
- ориентироваться на листе бумаги
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- правильно произносить все звуки
- употреблять в речи простые и сложные предложения
- пользоваться прямой и косвенной речью
- поддерживать непринужденную беседу
- составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым
- уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения
- уметь определять место нужного звука в слове
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины
- знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий
- назвать группы предметов обобщающим словом
- знать основные правила дорожного движения
- знать последовательность времен года, частей суток
- различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам
- знать несколько зимующих, перелетных птиц
ВНИМАНИЕ
- выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут
- находить 5-6 отличий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
- уметь находить одинаковые предметы
ПАМЯТЬ
- уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов
- уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки
- пересказывать близко к тексту рассказы или сказки
- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки
- запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух
- запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов
- рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности
МЫШЛЕНИЕ
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам
- классифицировать предметы в группы по определенным признакам
- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу
- самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой
- находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам
- решать простые логические задачи
- выстраивать логический ряд из фигур
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры
- ориентироваться в тетради в клетку или линию
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей
- уметь копировать простейшие рисунки.
К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:
МАТЕМАТИКА
- называть числа в прямом и обратном порядке до 20
- соотносить цифру и число предметов
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние
- пользоваться арифметическими знаками действий
- измерять длину предметов с помощью условной меры
- ориентироваться на листе бумаги
- определять время по часам
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия
- самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений
- составлять рассказы из личного опыта
- изменять слова, образуя новые
- пересказывать небольшие рассказы
- выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания
- правильно употреблять трудные формы знакомых слов
- использовать в речи антонимы
- отгадывать загадки, понимать образные выражения
ГРАМОТА
- знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита
- определять количество слогов в словах
- определять количество звуков в словах
- определять место заданного звука в слове
- анализировать звуковой состав слова
- определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные
- различать гласные и согласные звуки и буквы
- различать твердые и мягкие согласные
- составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей
- название своего родного города (села, столицы, Родины
- последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев
- отличать животных, птиц, насекомых
- отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников
- знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам
- знать о сезонных изменениях в природе
ВНИМАНИЕ
- выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут
- находить 10 отличий между предметами
- удерживать в поле зрения не менее 10 предметов
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
- уметь находить одинаковые предметы
МЫШЛЕНИЕ
- объединять предметы в группы по определенным признакам
- выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов
- выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам
- решать достаточно сложные логические задачи
- сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними
- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу
ПАМЯТЬ
- уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов
- рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы
- повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов
- подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке
- повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно
- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки
- запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры
- ориентироваться в тетради в клетку или в линию
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей
Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?
Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.