Папки-передвижки

Нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения

Содержание: понятия «дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение». Краткая характеристика нормативных правовых актов, регламентирующих дистанционное обучение. Особенности дистанционного обучения на разных уровнях образования.

Публикация «Нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения» размещена в разделах

В Федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется планируемым результатам по итогам освоения образова-тельной программы определенного уровня, в том числе формирования мета-предметных компетенций у обучающихся. Также большое значение уделяется повышению доли самостоятельности учащегося в обучении, формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обу-чающихся.

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение зна-ний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных по-требностей и творческого потенциала учащихся. Личностно-ориентированное обучение предполагает достижение личностных результатов обучения, разви-тие мотивационных ресурсов, построение индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В данных условиях при-менение дистанционных образовательных технологий становится естествен-ным процессом, обусловленным тенденциями времени.

В Российской Федерации дистанционное обучение получило официальное начало с даты выходы приказа Министерства образования № 1050 от 30 мая 1997 года, благодаря которому было позволено проводить эксперимент дистанционного обучения.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об обра-зовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в ос-новном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогиче-ских работников.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании со-ставляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по ин-дивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Также федеральным законодательством определено понятие электронно-го обучения, под которым понимается организация образовательной деятель-ности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реа-лизации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обра-ботку информационных технологий, технических средств, а также информа-ционно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключи-тельно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информаци-онных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образо-вательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществле-ния образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

В соответствии с Порядком применения электронного обучения, дистан-ционных образовательных технологий при реализации образовательных про-грамм, утвержденного приказом Министерства образования и науки Россий-ской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, организации доводят до участ-ников образовательных отношений информацию о реализации образователь-ных программ или их частей с применением электронного обучения, дистан-ционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информацион-ных и телекоммуникационных технологий;

организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического ра-ботника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосред-ственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в ауди-тории.

При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций создает условия для функционирования электронной ин-формационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающи-мися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организаци-ей самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприя-тий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Организации вправе осуществлять реализацию образовательных про-грамм или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квали-фикации либо документом об обучении, выданным организацией, реализую-щей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям, иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании дан-ного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопо-ставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям, иным компонентам, определен-ным образовательной программой, с результатами обучения по соответству-ющим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям, иным компо-нентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий органи-зации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в элек-тронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства.

Но есть определенные категории обучающихся, для которых дистанционное обучение может быть единственной или наиболее доступной формой получения образования. Такие категории обучающихся определены в соот-ветствии с Письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы». Порядок организации обучения в данных условиях регламентируется со-гласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 06-1254 «О направлении Рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Феде-рации».

Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и сред-него (полного) общего образования, которые могут обучаться с использова-нием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют ме-дицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).

На начальной стадии реализации данного проекта представляется целе-сообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с со-хранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития. При нали-чии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ре-сурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом.

Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обу-чения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных пред-ставителей) детей при наличии рекомендаций, содержащихся в соответству-ющем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психоло-го-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, либо в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разрабатывае-мой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета. Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе реализации проекта, в том чис-ле с учетом распределения детей по классам (группам) в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, а также по категориям нарушений развития (заболеваний, рекомендуется определять, исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и др.) возможностей региональной системы образования.

Создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьи-роваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индиви-дуальных возможностей и состояния здоровья детей. Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспе-чить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государ-ственным образовательным стандартам.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно ор-ганизовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индиви-дуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культур-но-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых меро-приятий. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Аналогичные рекомендации разработаны по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме в соответствии с письмом Минобр-науки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методиче-ских рекомендации по реализации дополнительных профессиональных про-грамм».

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрен перечень образовательных программ при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:

полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, про-фессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя);

частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалифика-ции, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя).

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной ди-станционной оболочки (платформы, функциональность которой обеспечива-ется организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осу-ществляется посредством указания оболочки (платформы).

Для обеспечения эффективного образовательного процесса целесообраз-но предоставить описание в рамках законодательства об образовании подхода к электронному обучению, принятого в образовательной организации. То есть слушателям, преподавателям, специалистам по учебно-методической работе должна быть понятна логика предстоящей работы. Для этого должно быть описание последовательности таких действий как:

вход в систему дистанционного обучения для всех пользователей;

прохождение авторизации для всех пользователей;

поиск необходимых курсов для слушателей и преподавателей;

поиск и изучение необходимой информации;

поиск и выполнение заданий, поиск и прохождение этапов промежуточ-ной аттестации слушателями;

наполнение курсов информацией – ресурсами и заданиями со стороны преподавателя;

Создание новых курсов, создание новых пользователей, зачисление пользователей на курсы, контроль наполнения курсов ресурсами и заданиями, контроль выполнения слушателями заданий и выполнение других админи-стративных операций специалистами по учебно-методической работе.

Данные инструкции рекомендуется сопровождать изображениями экранов (скришотами) системы дистанционного обучения. Желательно также со-здание кратких видеоинструкций, которые можно разместить в системе ди-станционного обучения или на других ресурсах, например, на сайте образова-тельной организации.

Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при усло-вии наличия качественного доступа педагогических работников и обучаю-щихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Для исполь-зования дистанционных образовательных технологий необходимо предоста-вить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный до-ступ к средствам информационных и коммуникационных технологий. Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, мик-рофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Требования к рабочему ме-сту педагогического работника определяются внутренним локальным норма-тивным актом организации.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Фото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияФото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В публикации "Рисование "Скворечник" - первый опыт дистанционного обучения" я рассказала Вам.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. ВидеоОпыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группеПасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияРисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения
Опубликовано: 21 марта 2024 в 11:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Рыбалко Татьяна Геннадьевна (УИ 3349629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД