Ковалева Татьяна Ивановна
Нормативно-правовые основы обучения и воспитания детей с ОВЗ в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативно-правовые основы обучения и воспитания детей с ОВЗ в современных условиях
1 слайд. Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Нормативно правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней
2 слайд - международные документы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности;
Публикация «Нормативно-правовые основы обучения и воспитания детей с ОВЗ в современных условиях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006, в ст. 24 Конвенции говорится: Государства-участники признают право инвалидов на образование.
3 слайд Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Ст. 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (42, 55,59,79, закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
4 слайд Уважаемые коллеги, участники семинара-практикума хочу обратить ваше внимание и ознакомить кратко, во-первых, с приоритетными направлениями развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, а затем ФАОП ДО
5 слайд. Итак, 30 декабря 2022 были утверждены Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации на период до 2030 года, которые призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.
6 слайд. К обучающимся целевой группы в рамках реализации Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального).
7 слайд. Приоритетные направления направлены на реализацию федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые ранее были озвучены.
8 слайд. Приоритетные направления разработаны с целью объединения усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования по реализации:
Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т. А. 22.12.2021 № 14056п-П8.
Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 г № 3711-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 № 2252-р.
По итогам реализации настоящей Концепции будет обеспечено достижение одного из основных целевых показателей :
- не менее 50 процентов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, охвачены психолого-педагогическим сопровождением, навигацией и консультированием в сфере образования;
9 слайд. Приоритетные направления ориентированы на разработку и внедрение в российскую образовательную практику научно-обоснованных подходов к обновлению образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Цель Приоритетных направлений – повышение качества жизни лиц с инвалидностью, с ОВЗ через им непрерывного и качественного образования.
10 слайд. Основные (приоритетные) направления развития системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на период до 2030 года:
- обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся с инвалидностью, с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- использование возможностей цифровых информационных технологий при организации процесса образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
- создание преемственной качественной доступной образовательной вертикали для всех обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ как в инклюзивном формате организации образования, так и в системе отдельных групп/классов, образовательных организаций, максимально близко расположенных к месту проживания указанных обучающихся;
11 слайд. содействие профессиональному самоопределению, приобщению обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ к различным видам профессиональной, социально значимой деятельности, создание условий для их социально-трудовой адаптации;
- развитие системы дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на всех ступенях и уровнях получения ими общего и профессионального образования, профессионального обучения;
- вовлечение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в конкурсные движения;
- обеспечение занятий адаптивной физической культурой и адаптивными видами спорта, их спортивным дисциплинам лицами с инвалидностью, с ОВЗ всех нозологических групп и на всех уровнях образования.
12 слайд. В Приоритетных направлениях предусмотрено Для родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ:
- разработка и внедрение педагогических и организационных условий включения родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в реализацию программ коррекционно-развивающего обучения, психолого-педагогического сопровождения;
- реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) и другим членам семей с инвалидностью, с ОВЗ для формирования у них абилитационной компетентности;
- обеспечение вариативности форм организаций ранней коррекционной помощи ребенка с особыми образовательными потребностями и с риском их возникновения, психолого-педагогического сопровождения образования обучающегося с инвалидностью, с ОВЗ на всех уровнях его получения, носящих комплексный характер;
13 слайд. семейное воспитание со специальной консультативной психолого-педагогической помощью в условиях дома – в естественных ситуациях ухода и воспитания;
семейное воспитание с регулярной специальной консультативной психолого-педагогической помощью в условиях ближайшей к дому образовательной организации;
- сочетание форм семейного и общественного воспитания.
14 слайд. В связи с чем возникает необходимость в разработке программы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Под педагогическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде.
15 слайд. Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
-консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе решения плана решения.
16 слайд. Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться единой, заинтересованной, квалифицированной командой специалистов различного профиля таких, как психологи, педагоги, социальные и медицинские работники, где четко разграничена сфера деятельности каждого из них.
17 слайд. Важнейшими принципами сопровождения дошкольника в условиях жизнедеятельности Людмила Михайловна Щипицына выделяет:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарный (комплексный подход) сопровождения;
- стремление к автономизации.
18 слайд. Основной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья является развитие личности ребенка в процессе социальной адаптации ее к условиям окружающей среды.
По словам Натальи Викторовны Бабкиной, «методика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально-техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, модернизированы технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики»
19 слайд. Важнейшим критерием отбора и внедрения инновационных технологий является их применимость и полезность для работы с детьми, имеющими особенности развития.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с инвалидностью посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
20 слайд. Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи. Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
21 слайд. В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного дошкольного образования. Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 утверждена новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
22 слайд. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана во исполнение Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О в Российской изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
23 слайд. И направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
ФАОП заменит все примерные адаптированные образовательные программы дошкольного образования, на которые ранее ориентировались. Программа определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования.
24 слайд. Программа содержит традиционные разделы, содержание некоторых из них обновлено.
Разделы «Принципы формирования ФАОП», «Целевые ориентиры», «Описание образовательной деятельности», «Программа коррекционной работы», «Психолого-педагогические условия» представлены дифференцированно для каждой нозологической группы детей с ОВЗ, в том числе для детей с ТМНР.
Появилось два новых раздела «Федеральная рабочая программа воспитания», «Федеральный календарный план воспитательной работы».
25 слайд. В соответствии с ФГОС и ФАОП образовательная организация разрабатывает АОП для обучающихся нозологических групп. При разработке разделов, которые отсутствуют в ФАОП, можно использовать разработанные ранее примерные программно-методические материалы в части, не противоречащей ФАОП и другим нормативным документам.
ФАОП ДО заменит примерную основную образовательную программу дошкольного образования с 1 сентября 2023 года.