Светлана Самойлик
Номинация «Вторая жизнь упаковки». Социальный экологический проект «Спасем деревья вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида детский сад № 9
Номинация «Вторая жизнь упаковки»
Социальный экологический проект «Спасем деревья вместе!»
(сентябрь-октябрь 2020 года)
Участники: Красикова Варвара, Кравцова Мария, Цеповяз Андрей, Федорова Василиса, Рязанов Егор, Турка Матвей, волонтеры МБДОУ д/с ОВ № 9
Публикация «Номинация „Вторая жизнь упаковки“, Социальный экологический проект „Спасем деревья вместе!“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Руководители проекта : Селиверстова Т. Н., Самойлик С. Б., педагоги МБДОУ д/с ОВ № 9
Кущевский район поселок Первомайский 2020 год
Содержание:
1. Тип проекта…2
2. Участники проекта…2
3. Сроки реализации проекта…2
4. Проблема…2
5. Актуальность…. 2
6. Цели проекта…. 3
7. Задачи проекта…3
8. Методы работы…4
9. Форма работы…. 4
10. Этапы работы…. 4
11. План реализации проекта…7
12. Результаты проекта…. 9
13. Продукт проекта…. 9
14. Заключение и перспективы…. 9
15. Используемая литература…. 10
16. Приложение…11
Тип проекта : долгосрочный, социально-познавательный, экологический.
Участники проекта : волонтерский отряд МБДОУ д/с ОВ № 9, родители, другие члены семей, сотрудники МБДОУ д/с ОВ № 9.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь-октябрь 2020).
Проблема
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому так важно воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования, и экономии природных, и энергетических ресурсов, охране окружающей среды.
Эта проблема касается всех жителей нашей планеты Земля, в частности и жителей поселка Первомайского.
В этом году к нам в группу пришел новый мальчик. И однажды после аппликации Миша Р. хотел выбросить обрезки цветной бумаги в ведро, но другие ребята ему сказали: «Обрезки бумаги мы не выбрасываем в мусор, её нужно сложить в специальную коробку, которая называется «Экобокс»».
«А зачем это надо? Мы дома не собираем бумагу в отдельную коробку? Это ведь мусор!», - удивился мальчик. Дети объяснили ему, что потом из макулатуры можно сделать новую бумагу. После чего Миша спросил: «А как ее делают?».
Узнать, как делают бумагу из макулатуры, сохраняя при этом от вырубки леса, стало одной из целей проекта.
Актуальность
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса – легкие нашей планеты. Леса – это богатство нашей страны. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Деревья восстанавливают кислород и грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Они дают людям необходимую древесину.
Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно и охранять.
С каждым днём возрастают масштабы вырубленных лесов, в том числе и для изготовления бумаги. Бумага – самый доступный и распространенный материал для детского творчества. Но не всегда взрослые используют возможности для экономии бумаги. А ведь, чтоб произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. А посадить новое дерево и вырастить – это большие затраты и усилия. Чтобы вырастить хорошее дерево нужно ждать 50 лет.
Массовая вырубка лесов приводит к большим негативным последствиям.
Эту ситуацию необходимо исправлять! Частично решить эту проблему можно собирая ненужную бумагу и вторично перерабатывать макулатуру. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40-50 больших ёлок и сосен). А сколько в офисах, учреждениях, квартирах ежедневно выбрасывается бумажного мусора? Важно, чтобы каждый задумался над необходимостью собирать и сдавать в переработку макулатуру.
Считаю, что работа по данной теме доступна и интересна детям дошкольного возраста. Мы бы хотели поделиться опытом по реализации тематического социального проекта «Спасем деревья вместе!»
Цели проекта
1. Привлечь внимание общества к проблеме вырубки лесов, связанных с заготовкой древесины для изготовления бумаги.
2. Доказать важность экономного расхода бумаги, рассказать о возможности вторичного ее использования, что это поможет сохранить лесные ресурсы планеты.
3. Рассказать, как из старой и ненужной бумаги получают новую.
Задачи проекта
1. Обучающие:
Актуализировать представления детей о процессе изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного сырья.
Сформировать представления о проблемах экологического состояния планеты : исчезновения лесов.
Выяснить, какую пользу мы приносим природе, участвуя ежегодно в сборе макулатуры.
2. Развивающие:
Способствовать развитию практических исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Создавать условия для сплочения детско-родительского коллектива в процессе совместной работы над проектом.
Содействовать развитию творческого потенциала и способностей детей дошкольного возраста.
Содействовать формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашего края.
Содействовать воспитанию у детей и взрослых активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Создавать условия для воспитания основ экологической культуры.
Методы работы
Поисково-исследовательский метод (совместная и самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий)
Метод самореализации через различные творческие дела, участие в акциях, конкурсах, флешмобе.
Метод комплексного подхода к реализации проекта, предполагающий единство социального, познавательного, экологического и творческого образования.
Формы работы
Взаимодействие с социумом, беседы, просмотры презентаций, ООД и индивидуальная работа с детьми.
Организация игровой деятельности (дидактические, настольно-печатные, квест-игра).
Участие в акциях, флешмобе, сбор макулатуры.
Этапы проекта
1 этап проекта - организационный
На этом этапе была проведена предварительная работа. В самом начале были подобраны из сети Интернет и журналов методическая и справочная литература. Затем руководителям проекта был разработан перспективный план работы, определены темы для буклетов, памяток, разработаны сценарии итоговых мероприятий – экологической акции, квест-игры и флешмоба. При помощи родителей было изготовлено оборудование для практического этапа проекта.
2 этап проекта - основной
В рамках реализации проекта было проведено много интересных совместных с родителями и детьми мероприятий.
В ходе образовательной деятельности ребятам были предложены обучающие презентации «Берегите лес, ребята», «Детям о природе», «Как делают бумагу», «Знакомство с бумагой», «История создания бумаги».
Детям очень нравились практические занятия по детскому экспериментированию «Свойства бумаги». Дети познакомились с историей появления бумаги, с её видами бумаги.
Не забываемой по своей практической значимости была образовательная практическая работа «Бумаге втору жизнь». Цель - получить бумагу в условиях детского сада из использованных альбомных и исписанных тетрадных листов.
Дети внимательно слушали методику выполнения работы. Ну, а после объяснения приступили к волшебству – изготовлению бумаги из макулатуры.
Методика выполнения работы:
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика.
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставить на некоторое время до размягчения бумаги.
2. Чтобы разбить волокна бумаги, все хорошо перемешать с помощью блендера до консистенции кашицы.
3. На поднос поместить сетку для окон.
4. Полученную массу выложить на сетку и разровнять лопаткой.
5. Поролоновой губкой убрать лишнюю влагу, просушить до полного высыхания.
Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета. Для того, чтобы получить цветную бумагу, нужно добавить в бумажную массу гуашь. Можно получить цветную бумагу и из цветных бумажных салфеток. При переработке они стали гораздо плотнее. Ура! Все получилось! Была получена цветная бумага!
Познавательным и интересным было также занятие-экспериментирование «Кора деревьев». Дети уточнили и расширили свои знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев; научились моделировать кору из бумаги.
В ходе исследования свойств бумаги дети пришли к выводу, что бумажные изделия требуют бережного к себе отношения.
После новых открытий о бумаге, ребята решили проявить свои навыки и способности в работе с бумагой, отремонтировав книги в групповой библиотеке.
После чего, занялись творчеством… Приближался профессиональный праздник «День дошкольного работника». Было решено изготовить поздравительные открытки «Цветочная фантазия».
Проблема сохранения деревьев, бережное отношение к природе это очень важная и нужная тема. Наш волонтерский отряд сотрудничает с волонтерами МБОУ СОШ № 7, руководителем которого является Прокопьева Л. С., учитель биологии. Ученики с радостью откликнулись на совместное проведение квест-игры «Берегите лес». В лесу ребят-дошколят встретил Лесовичок, который объяснил им, как нужно вести себя лесу и напомнил, что к природным ресурсам нужно бережно относиться. Ну, а в конце мероприятия было решено установить в холле детского сада экобокс, куда нужно складывать все бумажные отходы.
Инструктор по физической культуре предложила ребятам принять участие во флешмобе «Сбереги деревья!». Дети вышли на территорию детского сада, построились в виде елочек и деревьев. Дети держали в руках плакат «Макулатуру собираем – живой лес спасаем» и скандировали речевку. Затем дружно станцевали танец под задорную песню, выпуская в небо шары.
Активное участие в реализации проекта приняли родители наших воспитанников. Они увлеченно участвовали в предложенных конкурсах, выставках, акции. Для их экологического образования были оформлены: консультация «Художественная литература о природе для дошкольников как средство формирования экологического самосознания», агитлистовки с рисунками детей «Сдай макулатуру – спаси дерево!», буклеты «Бумаге – вторую жизнь!», плакат «Берегите лес».
Конечно, такой проект должен иметь яркую масштабную концовку. Посовещавшись, решили провести социальную Акцию «Сбереги дерево – сдай макулатуру!». В акции приняли участие воспитанники и родители, а также другие члены их семей, сотрудники детского сада, а также все желающие готовые помочь сохранить природный запас.
В результате МБДОУ д/с ОВ № 9 была вручена благодарность с присвоение звания экогероя.
3 - Заключительный этап проекта
В конце реализации проекта были подведены итоги проекта, оформлены продукты, намечены дальнейшие перспективы. А самое главное, в ходе реализации проекта было привлечено внимание жителей поселка Первомайского к проблеме неэффективного использования бумаги.
План реализации проекта
№ п/п Дата выполнения Название мероприятия Ответственный
1. 1 этап проекта – организационный
С 01.09.2020-08.09.2020 Подборка из сети Интернет и журналов методической и справочной литературы Педагогоги Селиверстова Т. Н., Самойлик С. Б.
2. Разработка перспективного плана работы, определение тем для буклетов, памяток, разработка сценариев итоговых мероприятий – экологической акции, квест-игры и флешмоба
3. Изготовление оборудования для практического этапа проекта Родители
4. 2 этап проекта - основной
С 09.09.2020- 27.10.2020 Просмотр обучающих презентаций «Берегите лес, ребята», «Детям о природе», «Как делают бумагу», «Знакомство с бумагой», «История создания бумаги».
Педагогоги Селиверстова Т. Н., Самойлик С. Б, родители
5. Образовательная практическая работа «Бумаге втору жизнь»
6. Практические занятия по детскому экспериментированию «Свойства бумаги»
7. Занятие-экспериментирование «Кора деревьев»
8. Ремонт книг в групповой библиотеке
9. Изготовление поздравительных открыток для сотрудников детского сада ко Дню дошкольного работника «Цветочная фантазия»
10. Совместная с волонтерами МБОУ СОШ № 7 квест-игра «Берегите лес» Педагогоги Селиверстова Т. Н., Самойлик С. Б.
11. Флешмоб «Сбереги деревья!»
12. Оформление материала по экологическому воспитанию для родителей: консультация «Художественная литература о природе для дошкольников как средство формирования экологического самосознания», агитлистовки с рисунками детей «Сдай макулатуру – спаси дерево!», буклеты «Бумаге – вторую жизнь!», плакат «Берегите лес»
13. Акция «Сбереги дерево – сдай макулатуру!»
14. 3 - Заключительный этап проекта
С 28.10.2020- 31.10.2020
Подведение итогов проекта, оформление продуктов реализуемого проекта, намечены дальнейшие перспективы.
Результаты проекта
расширение представлений дошкольников о лесе, как взаимосвязанной системе живых организмов; о значимости и влияния леса в природе и жизни человека;
активизация познавательной и исследовательской деятельности детей — взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности.
в результате проделанной работы дети изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.
изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые альбомы и исписанные тетрадные листы, цветные бумажные салфетки нам удалось получить бумагу разного качества, разного цвета. Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада.
Таким образом, были получены ответы на вопросы «Зачем собирать макулатуру? И как из неё делают новую бумагу?».
Было привлечено внимание общественности к проблеме вырубки лесов, связанных с заготовкой древесины для изготовления бумаги, показана важность экономного расхода бумаги, возможность вторичного ее использования.
Проект способствовал вовлечению детей в активную природоохранную деятельность, сплочению детско-родительского коллектива и воспитанию экологической культуры у всех участников образовательного процесса.
Продукты проекта
Плакат, буклет, консультации о бережном расходовании бумаги
Поделки из бумаги «Цветочная фантазия».
Контейнер «Экобокс» в холле детского сада, оформленный руками волонтеров.
Сбор макулатуры – 250 кг.
Заключение и перспективы
В ходе этой работы все участники уверенны, что даже маленький вклад каждого из нас в сохранение здоровья природы, принесет огромную пользу всем нам и экологии Земли.
В дальнейшем планируем участвовать в акциях, направленных на защиту окружающей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданец Т. П. «Экология для самых маленьких». – М. : Дрофа, 2008.
2. Загороднюк В. П., Хацкевич В. Я. Вторичное использование бумаги. Школа и производство, № 3, 1998.
3. Зебзеева В. А. «Программы экологического образования детей дошкольного возраста». – М. : Директ-Медиа, 2015.
4. Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1999.
5. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Богатеева З. А. – М. :Просвещение, 1992. – 208 с. (с. 8 – 15).
6. Рябова, Н. В. Бумага. Упаковка. Макулатура. / Рябова Н. В., Ковзель И. В. // Научно-методический журнал «Экология». – 2008. – декабрь, № 12. - (с. 22–23).
Интернет-ресурсы:
1. https://uralecoservice.ru /interesnye-fakty-o-makulature
2. https://www.spasi-derevo.ru /
3. https://ekol-ush.narod.ru /07.htm
4. https://www.funnybottle.ru/
5. https://happymodern.ru/podelki-iz-plastikovykh-butylok-dlya-sada-foto-prostoy-i-originalnyy-dekor/
6. https://vk.com/club49739216
7. https://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-iz-stakanchikov
8. https://sovet-podarok.ru/chto-mozhno-sdelat-iz-plastikovyh-stakanchikov.html