Штукина Галина
НОД по речевому развитию «Живая вода» для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к непосредственно образовательной деятельности детей младшего возраста по речевому развитию «Живая вода».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Публикация «НОД по речевому развитию „Живая вода“ для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Цель применения ИКТ в НОД
Формирование познавательных интересов и речевой активности ребенка в различных видах детской деятельности.
Обоснование целесообразности применения ИКТ:
• активизация речевой деятельности детей.
• поддержание у детей познавательной активности повышение эффективности работы в целом.
Приоритетная образовательная область:
«Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Вода».
Задачи:
Речевое развитие :
• Активизировать словарный запас по теме, активизировать в речи детей слова обозначающие свойства воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается.
• Упражнять в четком произнесении звука [л].
• Побуждать детей к самостоятельной деятельности, Развивать познавательную активность дошкольников в опытнической деятельности.
• Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
• Расширять представления о свойствах воды.
Познавательное развитие :
• Познакомить детей со свойствами воды : жидкая, прозрачная, бесцветная.
• Расширить знания детей о водном виде транспорта.
• Обратить внимание детей на значение воды для всего живого.
Социально-коммуникативное развитие :
• Воспитывать вежливое, культурное поведение.
• Воспитывать умение выслушивать ответы друг друга, слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие».
• Развивать мелкую моторику рук в процессе изготовления кораблика.
Тип НОД: интегрированная, совместная деятельность взрослого и ребенка.
Материалы и оборудование:
• 2 прозрачных стакана
• мелкие игрушки
• лейка
• водяная мельница
• динамический конструктор «ручеек».
• пластилин
• паруса для корабликов
• половинки яиц от киндер-сюрпризов
• 3 емкости для экспериментирования
• ИКТ: слайды (водный транспорт, водяные мельницы)
• ноутбук
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Этап 1 Вводная часть (3 мин.)
Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и мотивировать на дальнейшую деятельностью.
Слайд №2
Звучит аудиозапись «Журчание воды».
Воспитатель спрашивает на что похожи эти звуки?
Дети высказывают предположения:
Шумит вода
Море
Ручеек
Воспитатель задает вопрос, для чего нужна вода? Вода нужна чтобы :
Пить
Поливать растения
Мыть посуду
Умываться
Воспитатель говорит, что вода нужна всему живому : растениям, животным, рыбам и, конечно, людям. Дети рассматривают картинки на мониторе.
Слайд №3,4
Физкультминутка «Кран откройся»
Кран, откройся! Вращение кистями рук.
Нос, умойся! Круговые движения руками у носа.
Глаз, купайся! Круговые вращения руками у глаз.
Грязь, сдавайся!
Воспитатель рассказывает, что пришло письмо от ручейка. Хотите узнать, что случилось с ручейком? (Ручеек бежал на встречу с большой рекой, по пути поил животных, птиц и растения, но что-то случилось и он не может течь дальше)
Дети слушают, о чем идет речь в письме.
Слайд №5,6
Воспитатель обращает внимание, что с ручейком случилась беда, и он не может течь дальше. Предлагает ребятам отправиться на помощь ручейку Дети рассуждают и предлагают отправиться в путешествие, чтобы спасти ручеек.
Воспитатель приглашает детей отправится на помощь ручейку и говорит, что поплывем по реке.
На чем же можно плыть по реке?
Плыть по реке можно на:
Лодке
Корабле
Катере
Пароходе
Яхте
Слайд № 7
Этап 2 Основная часть (15 мин.)
Цель этапа: Активизировать самостоятельность детей через экспериментальную деятельность.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по реке на лодке Дети занимают места в «лодке».
Нужно произнести волшебные слова: ЛА-ЛА-ЛА - Лодка весело плыла.
ЛО-ЛО-ЛО - В лодке есть весло
ЛИ-ЛИ-ЛИ – Лодочка плыви. Дети хором повторяют чистоговорку.
Слайд № 8
Остановка№1.
Эксперимент «Спрячь игрушку»
Цель: Обратить внимание детей на свойства воды.
Описание эксперимента: В одном стакане чистая вода в другом молоко предложить детям спрятать игрушки сначала в воде потом в молоке. Дети обращают внимание, что в одном стакане вода чистая, прозрачная не имеет цвета, а в другом белая, мутная не прозрачная.
Слайд № 9
Воспитатель говорит, что ребята отлично справились с первым испытанием и можно плыть дальше Дети садятся в лодку и повторяют хором чистоговорку.
Остановка№2.
Эксперимент с водяной мельницей «Что умеет вода?»
Цель: Через опытническую деятельность активизировать в речи детей слова : льется, переливается, течет, проливается.
Описание эксперимента: В емкости стоит водяная мельница на нее из лейки льют воду. Дети самостоятельно проводят опыт с водяной мельницей и обращают внимание, что колесо крутится благодаря воде и чем быстрее льется вода, тем быстрее вращаются колеса мельницы. Дети замечают, что колеса заставляет вращаться вода.
Слайд №10
Воспитатель хвалит детей и говорит, что пора плыть дальше Дети садятся в лодку и повторяют хором чистоговорку.
Воспитатель говорит, что приплыли к лесному ручейку и обращает внимание детей, что вода не может течь дальше. Дети рассматриваю «ручеек».
Остановка №3
Эксперимент «Почему вода не течет?»
Цель: «Активировать внимание детей, вызвать желание помочь».
Описание эксперимента: Из динамического конструктора собран «ручеек» воспитатель льет воду дети видят, что вода проходит по желобкам, но в емкость не выливается. Дети обращают внимание, что вода не течет дальше, потому что мешает камень.
Слайд №11
Воспитатель предлагает помочь ручейку Дети убирают камень.
Воспитатель предлагает детям вылить воду из лейки. Дети наливают воду и видят, как емкость наполняется водой.
Слайд №12,
Воспитатель хвалит детей и предлагает сделать кораблики. Дети делают кораблики и пускают их в воду.
Слайд №13
Ребята нам пора возвращаться в группу для этого нужно сказать волшебные слова:
К речке быстро мы спустились (Шаг на месте)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре пять
(Хлопки в ладоши)
Вот как славно освежились.
(Помахали на себя руками)
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
(Разводим руки в стороны)
Раз-два, раз-два,
(Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
(Шаг на месте) Дети хором повторяют слова и выполняют движения.
Этап 3 Рефлексия. (2мин.)
Цель: Вызвать эмоциональный отклик.
Воспитатель спрашивает детей что им больше всего понравилось, а что показалось сложным. Ответы детей.
Воспитатель хвалит детей и говорит, что ручеек в благодарность прислал им угощение. Дети радуются и говорят спасибо.
Слайд №14
Список использованных источников
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС". Издательство: Детство-Пресс, 2016 г. – 128с.
2.https://www.livemaster.ru (Дата обращения 11.10.17)
3. https://prof-rabota.ru (Дата обращения 11.10.17)
4. https://infourok.ru/ (Дата обращения 11.10.17)
5. https://www.korabli.eu/ (Дата обращения 11.10.17)
6. https://www.myshared.ru/slide/622381 (Дата обращения 11.10.17)
7. https://www.kartinkijane.ru/download/13470/1920x1080/ (Дата обращения 11.10.17)
8. www.photosight.ru/s/6307760photo/ (Дата обращения 11.10.17)
9. https://www.liveinternet.ru/users/5146949/post348074280/ (Дата обращения 11.10.17)
10. https://kino.kino.2fww.w.engrgroup.com/photos/402-vodyanye-melnicy.htm (Дата обращения 11.10.17)
11. https://pxhere.com/ru/photo/493645 (Дата обращения 11.10.17)
12. https://www.krasfun.ru/2010/11/plotina-itajpu/comment-page-1/ (Дата обращения 11.10.17)