Лина Тетцоева
Конспект НОД «Занимательные эксперименты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 "Гномик"
г. Владикавказ.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе.
Тема: «Занимательные эксперименты»
Воспитатель: Тетцоева Л. А.
2024г
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и магнитов; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Публикация «Конспект НОД „Занимательные эксперименты“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.
Воспитательные:
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- эксперимент
Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, полоски бумаги, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, цветная тушь, бумага, магниты, скрепки, металлические, пластмассовые, деревянные предметы, салфетки и одноразовые тарелки.
Ход НОД:
Организационный момент:
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное место. Там работают лобаранты,у них много приборов для экспериментов, Кто уже догадался как это место называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно,это Лаборатория. Ребята, в лаборатории надо соблюдать определенные правила: -соблюдать тишину, -не перебивать друг друга. -не мешать друг другу, -работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Вы готовы? Давайте тогда отправимся в лабораторию, а чтобы попасть туда надо произнести волшебные слова:
Глаза руками ты прикрой,
А потом опять открой,
Вправо, влево покружись,
В нужном месте окажись.
СЛАЙД № 1 –ЛАБОРАТОРИЯ
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Воспитатель: Итак, начнем наши эксперименты. Отгадав мою загадку вы узнаете с чем будет наш первый опыт.
СЛАЙД № 2 ЗАГАДКА О ВОЗДУХЕ.
Эксперимент № 1 “Как поймать воздух?”
Воспитатель: - Ребята,как вы думаете воздух можно увидеть?
Ответы детей.
Воспитатель: Я придумала, нужно поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Ответы детей
-Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.
(Ответы)
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
(Ответы детей).
Воспитатель: - А давайте проверим!
Воспитатель: - Ребята, перед вами стаканы с водой,возьмите и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Что это происходит с водой?
Ответы детей: Появились пузырьки.
Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была.
(ответы).
Воспитатель: Правильно,пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
А теперь наступило время отдыха. Становитесь в круг.
Физминутка.
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо гнутся травы и цветы.
(Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте.
(Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора.
Воспитатель:- А теперь вернемся в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
СЛАЙД № 3 ЗАГАДКА О МАГНИТЕ
Воспитатель: Я специально загадала вам эту загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И сейчас мы это подтвердим с помощью опыта.
Эксперимент №3 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»
На столе рассыпаны скрепки разной величины и другие предметы из дерева,пластмаассы,стекла,предложить детям с помощью магнита их собрать.
Вызвать несколько детей для выполнения
Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притянулись к магниту?
Ответы детей
Воспитатель: Почему?
Ответы детей.
Вывод: магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет т. к. сделаны не из железа.
Воспитатель: Послушайте ребята я расскажу вам почему магнит так назвали.
СЛАЙД №4,5,6.
По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никакие другие материалы, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам усложнить наш эксперимент, возьмем пластиковый стакан, нальем в него воды и посмотрим будет ли магнит теперь притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет?
Эксперимент №5 «Действует ли магнит через пластик?»
В одноразовый пластиковый стакан нальем воды и опустим туда скрепку. Теперь с помощью магнита попробуем достать её.
Дети выполняют опыт и делают вывод.
Вывод: магнит притягивает железные предметы через пластик.
Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит бумагой будет ли тогда он притягивать предметы?
Эксперимент №6 «Действует ли магнит через бумагу?»
На столе на салфетке находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Скрепка начинает двигаться.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы через бумагу.
Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорили об удивительных свойствах магнита и воздуха. А вы знаете, что воздухом можно рисовать?
(Ответы детей)
Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и мы продолжим наши занимательные эксперименты. Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать.
( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю цветной туши на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить эксперименты? (ответы детей). Какой эксперимент вам показался интересным больше всего? (ответы детей).
- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного.
Дети выбирают человечка по настроению.