Юсупова Мелия
НОД «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №2 «Посвящение в юные экологи».
Цель:
• сформировать экологически грамотное отношение детей к природе;
• дать представление о разнообразии живой природы леса;
• воспитать эстетическое видение природы, стремление ее беречь;
• научить образовывать однокоренные слова;
• продолжить учить отвечать на вопросы;
• пополнить словарный запас;
• закрепить знания детей о природе.
Публикация «НОД „Юные экологи“» размещена в разделах
Оборудование: демонстративный материал с изображениями деревьев, грибов, животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Мы начинаем удивительное путешествие в необычную страну, которая как будто известна всем, но, вместе с тем, хранит множество загадок. А чтобы узнать, про что именно у нас пойдёт разговор, вам, дети, следует отгадать следующую загадку. И тогда станет всё понятно:
«Дом со всех сторон открыт,
Он резной крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.» (Лес)
- Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, это – лес.
А кому из вас приходилось бывать в лесу? Что вы видели там?
- Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как бы вы продолжили эту мысль: «Леса не бывает без…»
- Ответы детей: деревьев, кустов, зверей, птиц, трав, цветов, насекомых, ягод, грибов…
Воспитатель: Правильно, ребята! И мы с вами сегодня отправимся на прогулку в лес. Но сначала, для того, чтобы нам было легче дышать и чтобы чувствовали мы себя бодрее, мы, ребята, проведём с вами блиц-опрос. Потому слушайте внимательно и отвечайте быстро.
1. Какой вредитель может поселиться под корой дерева? (жук-короед).
2. Кого называют лесным доктором? (дятел).
3. Когда лес дремучий и непроходимый, это… (чаща).
4. Как по-другому называется окраина леса? (опушка).
5. Как называется лес, где много дубов? (дубовая роща).
6. Для чего дереву нужна кора? (кора защищает от мороза, ветра и солнца).
Воспитатель: Ну что же, ребята, теперь, я думаю, пришло время отправиться в лес, но для этого нужно закрыть глаза и сосчитать до пяти. Давайте вместе: 1-2-3-4-5, мы в лесу, глазки можно открывать.
Посмотрите, мы в лесу. Кругом высокие деревья, ёлочки. И всё они делают свежим и чистым наш воздух. Ребята, взгляните, нас уже кто-то поджидает. Это зайчик. Но отчего-то он очень грустный. Зайчик, что случилось, почему ты такой грустный?
- Заяц: Мне в лесной школе задали очень трудное задание, с которым мне не справиться. И я теперь тут сижу и не знаю то делать.
Воспитатель: Ну ты, заяц, не расстраивайся, я думаю, мы с ребятами сможем тебе помочь. Правда, ребята?
- Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а чтобы быстрее помочь зайцу нас нужно разделиться на две команды. А сделаем мы это так: нужно каждому из вас вытянуть по одной полоске, они двух цветов. Те ребята, которые вытянут красные полоски, будут в одной команде, а которые вытянут жёлтые, в другой команде.
(После того как дети разделились на команды) : Итак, у нас две команды, команда с жёлтым цветом и команда с красным. Теперь задание для обеих команд. Ребята, зайцу в лесной школе задали задание разделить лиственные деревья от хвойных. Давайте мы ему поможем. Каждая команда подходит к своему столу с соответствующим цветом. Команда с красным цветом выбирает только лиственные и называет их. А команда с жёлтым цветом только хвойные и называют их.
(Ребята подходят к столу с картинками деревьев и определяют какие это деревья, хвойные или лиственный, по очереди называя и показывая их зайчику. Заяц внимательно слушает и смотрит).
Воспитатель: Ну ты теперь запомнил, как выглядят хвойные, а как лиственные деревья?
(Зайчик кивает головой.)
Воспитатель: Ребята, а лес, в котором растут и хвойные, и лиственные деревья как называется? (смешанный лес).
Правильно! Вы молодцы! Зайчик очень рад и благодарит вас, и просит, чтобы вы помогли его подруге, Белочке. Когда она осенью готовилась к зиме, то так торопилась, что вместе с полезными грибами насобирала и ядовитых грибов. Мы должны ей помочь и отделить полезные грибы от ядовитых. В наборное полотно зеленого цвета справа (указывает) вставить полезные грибы, а в наборное полотно жёлтого цвета слева (указывает) ядовитые грибы.
(После выполнения этого задания, воспитатель просит детей назвать полезные грибы (белый гриб, подберезовик, подосиновик, красный гриб, маслята, лисички, сыроежки). И ядовитые грибы (мухомор и белая поганка).
Воспитатель: Ребята, как вы поступите, если встретите в лесу ядовитый гриб? Пройдете мимо него или растопчите?
- Ответы детей: Пройдут мимо, потому что несъедобные грибы служат лекарством и пищей для некоторых животных и птиц).
Воспитатель: Вы, дети, молодцы, отлично справились с заданием! Белочка и зайчик остались очень довольными и поэтому они зовут нас на полянку, поиграть вместе с ними.
Физминутка:
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес.
Мы идём с тобой гулять
И зовём с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке:
Птички, бабочки, зверюшки;
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке.
А весёлые зайчата
Длинноухие ребята
Прыг-скок, прыг-скок
Через поле за лесок,
А сердитый волк,
Серый волк – зубами щёлк,
Птички в гнёздышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, всем привет!
Мы летаем выше всех!
До свидания, добрый лес
Полон сказочных чудес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, заяц принёс нам этот волшебный мяч и хочет вместе с нами поиграть. Вы знаете, что у слова «лес» есть много слов-родственников, и они все похожи на него, но имеют разное значение. Какие родственные слова вы знаете?
(Воспитатель пускает по кругу мяч, и дети называют родственные (однокоренные) слова).
Д/и «Назови слова – родственники».
-леса, лесок, лесной, лесочек.
-лесник (профессия человека, который оберегает природу леса, лесная
- лесовичок (сказочное существо).
-лесные жители.
-безлесье (местность, где нет лесов).
- лесистость (местность, поросшая лесом).
Воспитатель: Ну что же, ребята, мы немного отдохнули, а теперь отправимся дальше:
- Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (на экране Дуб).
Правильно, это одно из самых высоких деревьев в лесу. А между деревьями растут кустарники. Какие кусты вы знаете? (шиповника, кизила, можжевельника).
Ребята, а что же растет под кустами? (трава, мох, грибы).
Вот и получился лес, как «многоэтажный дом» :деревья, кустарники, трава, мох.
Ребята, в лесу живёт много разных животных, насекомых и птиц, и каждый из них занимает определенный этаж.
(Воспитатель обращает внимание детей на два плаката, где нарисованы, на одном трёхэтажный дом, а на другом - высокое дерево. И на картинки с изображениями лесных жителей).
Теперь, ребята, мы с вами должны разместить всех жителей по этажам.
Д/и «Разместить лесных жителей по этажам»
Дети подходят к плакатам и размещают лесных обитателей по соответствующим этажам.
Воспитатель: Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу. Лес для лесных жителей – это не только дом, но и аптека, и столовая, и вы, ребята, сейчас разместили их и показали нам, кто в лесу на каком этаже живёт.
Вот и подходит к концу наше занятие. Сегодня мы вместе вспомнили и узнали очень многое и, я думаю, мы смогли помочь зайцу и белочке. Но прежде чем мы отправимся обратно в детский сад, мы должны, ребята, должны вспомнить о правилах поведения обращения с природой.
На столике лежат картинки с изображениями правил. Дети подходят, берут по одной, и, соответственно изображению, рассказывают правило:
1. Хрупкий домик муравья надо тоже охранять.
Обязательно он должен за заборчиком стоять.
2. Гнездо на ветке-
Птичий дом.
Вчера птенец
Родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
3. Нельзя костёр бросать в лесу.
Костёр в лесу несёт беду.
Пожар в лесу может случиться,
Без дома будет зверь и птица.
4. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
5. Чтобы было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет,
И беда всех людей настигнет.
6. Нельзя ломать ветки деревьев, дерево живое и может погибнуть.
7. Не шуми в лесу, шум может распугать птиц и зверей, и они бросят свои гнёзда и норы.
8. Берегите бабочек! Они опыляют растения и в неволе могут погибнуть.
Подведение итогов НОД:
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы вспомнили те правила, которые нельзя нарушать в природе. И зайчик остался вами доволен, но нам пора с ним попрощаться и отправиться обратно домой, в детский сад.
А теперь закроем глаза и сосчитаем до пяти. 1-2-3-4-5 вот и в группе мы опять.
(Ребята проходят по указанию воспитателя и садятся на стульчики).
Вот мы и погуляли в лесу, не напугали птиц и животных, помогли зайчику и белочке, не нарушили тишину и гармонию леса. Пусть мир, в котором мы живём, останется голубым и зелёным!
Поздравлю вас, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями и поэтому вы награждаетесь медалями «юных экологов».