Валентина Тумайкина
Конспект занятия «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект НОД
«Юные экологи»
Опытно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Подготовила Тумайкина В. Н.
Цель: закладывание основ экологической культуры личности, экологического сознания, через опытно- исследовательскую деятельность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Задачи :
- закрепить знания детей о природе, через опытно- исследовательскую деятельность;
-формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему миру;
- развивать способности к поисковой деятельности :выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента.
-формировать практические навыки, стремление к экспериментированию;
-систематизировать и уточнить представления о свойствах воздуха,воды и их значении для всего живого ;
дать представление о свойствах нефти;
- развивать речь, память.
- формировать представление о красоте природы Земли.
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных программ: «Познание», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: презентация, полиэтиленовые пакеты, острые палочки, трубочки для коктейля, стаканы с водой, веера по количеству детей, воздушный шарик, пластиковые стаканы (пустые, бесцветные) пластиковые ёмкости с грязной водой, ёмкость с речным песком, белая ткань размером 20/20, воронки, ёмкость с нефтью, с водой, с молоком, карточки -схемы:«Свойства воздуха», «Свойства нефти», экологические знаки.
Воспитатель: Придумано кем-то и просто, и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Дети: «Здравствуйте!», скажем солнцу и птицам,
«Здравствуйте!», -милым улыбчивым лицам.
Воспитатель: Сегодня речь мы поведем о том, что Земля наш общий дом. Еще о том пойдет сегодня речь, что мы наш дом должны беречь!
Давайте поговорим об этом. (садятся)
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, какая планета солнечной системы
самая красивая. Почему? (Земля. На Земле есть жизнь, много красивых мест, моря, горы).
Да наша Земля самая красивая и все в ней красиво и моря, и солнце и облака и звери. Давайте полюбуемся этой красотой!
(Фильм- слайд)
Скажите, сможет человек жить на Земле один без природы? Почему? Что даёт природа человеку?
(чистый воздух, чистую воду,чистую почву, пищу, полезные ископаемые, одежду, лекарственные растения, строй материалы).
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку – новую сказку о золотой рыбке.
Жил на свете человек.
Слайд
Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке и поймал он Золотую рыбку.
Слайд
Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка:
Голос рыбки (звукозапись) : Ты – Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку.
Ладно! – говорит Человек. – Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу.
Надоело мне жить в деревянной избушке – говорит Человек, хочу дом каменный с электричеством и отоплением. Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на её месте дом каменный стоит.
Слайд
Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет.
Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг неё запахом бензина наслаждается, в реке её моет. Не сидится Человеку на месте, понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
Голос рыбки (звукозапись) :Будет тебе завод – но помни: это твоё последнее желание.
Возвратился Человек, видит – завод огромный работает.
Слайд
Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливый.
А утром проснулся Человек, поглядел в окно – вокруг дым, копоть, дышать нечем.
Слайд
Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода течет и пахнет неприятно.
Побежал он к речке – земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
Что же я наделал? – думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.)
Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг.
И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Чтобы спасти природу нужно очень много знать и уметь. Для начала надо разгадать кроссворд.
Слайд
(дети разгадывают кроссворд, с ключевым словом «экология»).
1. Глобус делит ровная,
Линия условная
Выше север, ниже - юг
Назови границу друг (экватор)
2. Какое растение лечит ссадины и раны (подорожник)
3. Ну – ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
4. Какое слово спряталось в слове «колосья» (лось)
5. Догодайтесь, что за птица
Ночью ей совсем не спится
Не поможет сон – трава
Только днём заснёт (сова)
6. На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны (глобус)
7. Кто красуется на ветке
В жёлтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка
А зовут её (синичка)
Воспитатель. Дети, прочитайте слово, которое написано зелёными буквами.
(дети читают слово-«экология»)
Воспитатель. Что такое экология?
(«Экология» – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру Земли).
Кто такие экологи?
(Экологи это люди, которые защищают и оберегают природу).
Воспитатель. Вы хотите стать юными экологами? Тогда в путь.
Попасть в сказку нам поможет экологический светофор.
Слайд
Игра «Экологический светофор»
Я буду называть действия, а вы покажете соответствующий этому действию кружок.
Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
(надо быть осторожным, чтобы не повредить грибницу)
-Дети сажают деревья
(растения дают чистый воздух) (с)
-Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
(можно поломать ветки кустарникам)
- Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. (ч)
(загрязняется воздух, погибает природа,
наносится вред здоровью людей.)
-На заводах и фабриках строятся
очистные сооружения, фильтры. (с)
(тогда, очищенные вода и воздух, возвращаются
в моря и атмосферу)
-По дорогам сплошными потоками едут
машины. (ч)
(двигатели машин выделяют газы, вредные
для всего живого).
-Ученые изобретают двигатели, которые
не выделяют в атмосферу вредный газ. (с)
(такие машины и механизмы не загрязняют
воздух).
-Уничтожаются леса, так как
необходимо строить города,
увеличивать количество полей. (ч)
(Лес дает планете чистый воздух.
Уничтожение лесов ведет к гибели животных,
которые в них обитают).
Дети зимой подкармливают птиц.
(птицы погибают не от холода, а от голода) (с)
Молодцы, ребята, можем пройти через ворота.
Воспитатель: Мы оказались на лесной полянке. Давайте присядем на пенечки. Кажется, кроме нас, здесь ещё кто-то отдыхает?
Слайд
Дети: Это туристы!
Воспитатель: Чем заняты туристы - рассказывается в стихотворении С. Михалкова «Полянка»
Ребёнок читает стихотворение
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Воспитатель: Разве можно так себя вести? Давайте уберём мусор и отнесём в контейнеры.
(дети выполняют задание)
Составьте правила поведения в лесу по этим экологическим знакам.
Слайд.
Составление правил детьми по экологическим знакам.
-Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
-В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
-Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Они уничтожают вредных насекомых (например, мух, которые являются переносчиками болезнетворных бактерий).
-Береги муравейники. Помни: муравьи - санитары леса!
-Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
-Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
-Не лови и не уноси здоровых птиц и детёнышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
-Не рви в лесу, на лугу цветов, так как многие из них занесены в красную книгу.
-Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы – родители могут покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!
Воспитатель. Ребята, расставьте, пожалуйста, экологические знаки, чтобы люди помнили о правилах поведения в природе.
(дети выполняют задание)
Слайд (Лес)
В. Чем полезен лес человеку?
Д. Л – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.)
В. – Значит, лес – это место отдыха.
Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.
В. – Значит, лес – аптека.
Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
В. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
В. – Значит, лес – это источник топлива.
Д. – Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.
В. – Значит, лес – это источник древесины.
Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.
В. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.
Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
В. Вспомните поговорки и пословицы о нашей природе?
Ответы детей:
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса — не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Люби природу и она отплатит тебе добром.
Воспитатель. В народе говорят: «Лес - лёгкие нашей планеты». Как вы думаете, почему?
(растения очищают воздух, выделяют огромное количество кислорода и поглощает очень много углекислого газа, поэтому в лесу воздух свежий и чистый.)
Хотите поиграть с воздухом?
Слайд
Опыт1. «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Может в пакете нет ничего?
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
А вот интересно, внутри человека воздух есть?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (выходят пузырьки)
Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт 3. «Можно ли воздух услышать?»
-Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух?
- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.
-Что вы слышали?
-Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали.
Значит, воздух можно услышать.
Опыт4. «Ветер – это движение воздуха»
Знаете ли вы - что такое ветер? ( это движение воздуха : воздух нагревается от земли поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создаёт ветер).
Можно ли создать искусственный ветер?
(Можно. Для этого нужно заставить воздух двигаться : помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.)
Возьмите веера и помашите перед лицом. Что вы чувствуете? (Прохладу, ветерок)
Вывод. Веер движется и приводит в движении воздух. Опыт показывает, что ветер- это движение воздуха.
Воспитатель. Назовите ещё раз свойства воздуха по схемам.
(дети работают по схемам)
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём (дети шагают на месте)
Не спешим, не отстаём
По извилистой тропинке
Вправо, влево повернём (повороты туловища вправо, влево)
На носочки дружно встанем (встают на носочки)
Небо ручками достанем (руки поднимают вверх)
Не беда что не достали
Вот на пяточках пройдём (встают на пятки)
Так до речки и дойдём.
Слайд
(Загрязненная река)
Воспитатель. Вот и пришли мы к реке, где живёт золотая рыбка (обращает внимание на знак SOS)
Что обозначает этот знак?
(кому-то нужна помощь; это призыв о помощи).
Многие реки сейчас находятся в опасности – люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают в моря и реки грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно. Часто случаются аварии – в реки выливается нефть. От этого погибают речные и морские животные.
А сейчас мы с вами проведем опыты и узнаем, какая она нефть
Слайд
Это вещество называется – нефть. (Воспитатель демонстрирует жидкость в стеклянной бутылочке).
Воспитатель проводит опыты, дети делают заключения.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.
Опыт 2. Прозрачность.
Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 3. Запах.
Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.
Опыт 4. Текучесть.
Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли
Вывод: нефть – жидкая.
Опыт 5. Птицы и нефть.
Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, её перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость
В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.
Воспитатель. Нефть нужна человеку. При изготовлении всех этих предметов использовали нефть.
Слайд.
(игрушки из пластмассы, резиновые мячи, стиральный порошок, нитки, ткань.)
Но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому, при добычи нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных.
Слайд (загрязнённая река)
Воспитатель. В этой реке могут погибнуть рыбы, они задохнутся, так как нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород.
Попробуем профильтровать воду.
Опыт с водой
Воспитатель. На стакан с воронкой положите ткань, сделайте углубление и очень аккуратно насыпайте ложкой из контейнера речной песок.
Теперь берите ёмкость с загрязненной водой, перемешивайте жидкость палочкой и аккуратно пропустите эту жидкость через фильтр.
(дети проводят опыт, делают вывод)
Вы смогли очистить воду. Вся грязь осталась на ткани с песком.
Слайд «Чистая река»
Посмотрите, ребята, вода в реке стала чистой.
Голос рыбки: «Спасибо вам, ребята за ваши добрые поступки.
Все живое береги ты на этом свете!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете вы останетесь одни!
Помогли мы рыбке, спасли ее. Правда, только в сказке.
В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.
Итог. Мы сделали много добрых дел. Давайте вспомним.
(Ответы детей)
Меня сегодня порадовали своими знаниями. Вы молодцы, заслужили звание юного эколога.
Я хочу повязать вам специальные галстуки. А как вы думаете, почему галстуки зелёного цвета? (зелёный цвет- цвет жизни, защиты).
Пора возвращаться из сказки в детский сад.
Литература
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2002.
Дыбина О. В., Рахманова П. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Сфера, 2