Татьяна Кырлан
НОД «Вот какой он муравей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
воспитателя Кырлан Татьяны Павловны
Нефтеюганского районного муниципального
дошкольного образовательного бюджетного учреждения
Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Тема:. «Вот какой он муравей».
Группа: старшая
Продолжительность:20 минут
Место проведения:групповая комната
Образовательная область: познавательное, художественно –эстетическое развитие
Цель: Формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни муравьев.
Задачи:
Публикация «НОД „Вот какой он муравей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Образовательные:
1. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника.
Развивающие:
1. развивать познавательный интерес к насекомым, связную речь, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Здоровьесберегающие:
1. зрительная гимнастикадля глаз
2. Сохранять правильную осанку во время деятельности.
Оборудование:
Муравейник с муравьями, дидактическая игра «Собери муравья»(для каждого ребёнка) схема муравейника, заготовки с контуром муравья, ватные палочки гуашь; ватман с изображением большого муравейника; письмо. Аудиозапись: «Звуки леса».
Ход НОД.
Воспитатель. – Ребята, Нам пришло письмо от Лесовичка, но вместо письма, здесь только игра «Самые – самые» Поиграем! Вижу, согласны.
Дидактическая игра «Самые-самые»
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард)
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
Воспитатель. - Всё правильно, но странно как-то, обычно Лесовичек пишет большие и познавательные письма, а тут только игра. Да тут ещё, что-то мелким почерком написано: «Кто самый сильный? Когда дадите правильный ответ, расскажите всё, что вы знаете о нём. Лесовичек»
Мне кажется, наш Лесовик хочет нас запутать, но я думаю, у него это не получится. Ребята, я всегда думала, что на земле самый сильный - это
Слон или бегемот. Но я ошибалась. Кто же может быть самым сильным на земле, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Загадка :
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? (Муравей)
Ребята, все любите собирать Пазлы.
Дидактическое упражнение «Собери муравья в разрезе».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять коробку с перемешанными в ней картинками и предлагает детям собрать их последовательно.
Воспитатель: - Молодцы быстро справились с заданием.
Воспитатель.
Верно, ребята, самые сильные - это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Он настоящий силач.
Воспитатель. - Ребята, расскажите мне – а муравей, кто это? Птица, насекомое или животное?
Дети: - Муравей – это насекомое, обитающее на земле, на деревьях.
Воспитатель. - Правильно, муравей – это насекомое
Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть у муравья?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.
А как вы думаете муравьи полезные?
Дети: - Муравьи очень полезные для леса, ведь их называют «санитарами леса». Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев.
У каждогомуравья своя роль и своя профессия.
Муравьи – солдаты охраняют свое жилище от врагов
Муравьи – трудяги носят веточки, иголки для жилища.
Муравьи – няньки заботятся о личинках, куколках.
Царица, высиживает до полутора тысяч яиц в день.
И много других профессий есть.
Воспитатель: - А где они живут? Кто видел муравейник?
Дети: - Муравьи живут в муравейниках. Ведь муравьи – великолепные строители! Поэтому муравейник – это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Давайте рассмотрим схему муравейника.
Воспитатель: - Муравейник имеет покрытие из иголок и веточек, которое защищает жилище от превратностей погоды. Ремонтируется жилище и обновляется рабочими муравьями.
Воспитатель: - В муравейнике есть камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
Воспитатель: - Один из входов в муравейник охраняется «солдатами», он также служит вентиляционным каналом.
Воспитатель Сюда рабочие муравьи относят мусор.
Воспитатель: - В муравейнике есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода.
Воспитатель - Есть у муравьёв камера здесь они хранят зерна.
- Воспитатель А это царская камера, где живет матка. За ней ухаживают рабочие муравьи.
Воспитатель: - Как и у нас детей у муравьёв есть детские комнаты. это комнаты с яйцами, личинками и куколками. И есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы думаете как их называют?
Дети: - «Няньки»
Воспитатель Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
А теперь посмотрите на меня сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику для глаз
Раз- налево, два-на право,
Три-наверх, четыре вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Что бы лучше видить мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедились вы сейчас!
Проводится физкультминутка «Я весёлый муравей».
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день.
Назад – вперёд И совсем не устаёт.
Воспитатель: - я вам расскажу рассказ, который придумала я сама. Готовы слушать.
Воспитатель рассказывает детям рассказ о Муравье. Расказ называется «Муравьишко»
«Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить.
Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился.
Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти.
Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел.
«Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра.
Но в ответ только: «У-у-у»
Светила ярко луна.
«Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». - Попросил у луны муравей.
Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей : «Не могу, не могу, не могу»
Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь.
Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте…»
- Хороший рассказ? Но только очень грустный. Давайте попробуем помочь муравью, чтоб у нашего рассказа был хороший конец.
Дети сами придумывают конец рассказа: все муравьи - друзья дружно пошли на поиски муравья и нашли его.
Воспитатель предлагает раскрасить заготовки муравья и его друзей.
Дети раскрашивают каждый свою заготовку муравья в технике нетрадиционного рисования (ватными палочками) после того, как все муравьи (друзья) будут раскрашены, каждый ребёнок придумывает ему имя, и вывешивают свои рисунки на ватман, где нарисован большой муравейник, с названием «Дружная семья».
Ребята, а сейчас Данил. расскажем стихотворение,каторое знает о муравьях.
Есть строитель муравей
Он любитель кирпичей
Лапок много у него
Быстро строит оттого
Только солнышко проснулось
И роса земли коснулась
Он спешит на стройку вновь
Инструмент ему готовь
Муравейник так растёт
И откуда сил берёт
Чудный мастер молодец
Муравейников творец Подводится итог занятия.