Щербакова Майя
Конспект НОД «Волшебный камень — магнит» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации (подгрупповая)
Цель: Систематизировать знания о магните и его свойствах
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитная сила», «легенда».
2 .Сформировать представления о свойствах магнита.
3. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Публикация «Конспект НОД „Волшебный камень — магнит“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
4. Обогощать словарь детей ( : притягивает, примагничивает, магнитные силы
Оборудование и материалы:
мультимедийная установка, презентация «Легенда о магните», столы, стулья; магниты по количеству детей и наборы предметов из железа, стали дерева, бумаги, пластмассы, стекла; три линейки (деревянная, пластмассовая, металлическая) канцелярские скрепки; карточки – схемы свойств магнита, подносы, ткань, картон, маленькие машинки, схема дороги на картоне, цветы на картоне; бабочки, карточки с предметами для игры, мультфильм - Лунтик и его друзья 158 серия «Магнит»
Методы и приё мы:
1. Практические (экспериментальная деятельность, игра «Притягивает – не притягивает», игра с магнитами «Посади бабочку на каждый цветок», «Провези машинку по дороге в гараж»).
2. Наглядные (презентация «Легенда о магните», Лунтик и его друзья 158 серия «Магнит», работа с карточками – схемами, карточки для игры «Притягивает – не притягивает»).
3. Словесные (орг. момент – игра-приветствие «Ваши умные головки», беседа, проблемные ситуации, загадка, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).
Ход занятия:
В. : Входим в зал, здороваемся с гостями. Меня зовут …. Я вам дам свою ладошку, а вы положив свою ладошку на мою, назовете свое имя.
Я приглашаю вас в школу волшебных наук.
Игра-приветствие «Ваши умные головки»
Ваши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,
А наше путешествие начинается.
В. : Прежде, чем мы пойдем в школу волшебных наук давайте вспомним одну легенду. А вы знаете, что такое легенда. Легенда - это события, которые происходили в далеком прошлом. Я предлагаю вам сесть на стулья.
(Показ презентации)
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнус пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. (1 слайд) Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнус понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. (2 слайд)
Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этим своих соседей. Этот камень стали звать «камнем Магнуса» или магнетитом (3 слайд)
- Как стали называть камень?
Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые делают из железа и стали и будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными. (4 слайд)
- А о чем сегодня пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку.
Этот камень не простой
Он с изюминкой одной,
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы, ребята, не спешите,
Этот камень назовите (магнит(5 слайд)
Сегодня мы поговорим о магнитах и магнетизме.
Я вас приглашаю в школу волшебных наук
Подойдем к столу. (На столе поднос магнитами).
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Техника безопасности:
Запомните одно правило:
Ронять магниты нельзя. Они могут разбиться, или от них может отколоться маленький кусочек. А еще от удара магнит может полностью или частично потерять свою силу.
Воспитатель показывает магниты детям : Возьмите магнит (дети берут по одному магниту, потрогайте его.
-Какой магнит на ощупь (Гладкий, холодный….)
- Какой по цвету? (черный)
- Все ли магниты одинаковы по размеру? (нет, есть большие и маленькие)
- Все ли магниты одинаковой формы? (нет, они имеют разную форму)
На какую фигуру похож этот магнит на прямоугольник).А эти магниты на что похожи (на монетки)А эти магниты (на баранку, а еще на что (на кольцо) А этот магнит, выгнутый дугой (на подкову)
В: - Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? (ответы детей)
В: Давайте проверим.
У меня на столе лежат три линейки. Из какого материала сделаны линейки? (из дерева, пластмассы, металла)
- Как вы думаете, какую линейку притянет магнит? (металлическую)
- Что нужно сделать, чтобы это проверить? (провести магнитом над линейками.) Проведи … магнитом над линейками.
Какой вывод можно сделать: магнит притянул металлическую линейку. Значит какие предметы притягивает магнит? (металлические, железные)
Опыт № 1.
Опыт: «Всё ли притягивает магнит?» (перед детьми три тарелки, в одной из тарелок предметы из различных материалов: металлические, пластиковые, бумажные, из ткан и резины и пр., магнит)
Воспитатель: На столе у вас лежат вперемешку разные предметы? Разберите предметы таким образом: в красную тарелочку, положите все предметы, которые магнит притягивает. В тарелочку синего цвета, положите предметы, которые магнит не притягивает. (дети раскладывают предметы) Воспитатель: Как мы можем проверить правильно ли вы разложили предметы? Что нужно для этого сделать?
Дети: Ответы детей (с помощью магнита. Надо провести магнитом над предметами.)
Воспитатель: Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось? (ответы детей)
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Магнит не притянул : пластмассовые пуговицу и палочку, кусочек ткани, деревянный кружок и грибочек, воздушный шарик из резины, стеклянный шарик. А притянул вещи из железа.
Вывод: Магнит притягивает предметы из металла.
Игра «Притягивает – не притягивает»
Правила игры: Я буду показывать карточки с изображением предметов. Если предмет притягивается магнитом – вы садитесь на корточки, если не притягивается – стоите на месте (дети встают на ковре так, чтобы друг другу не мешать (как горошки)
А теперь я приглашаю вас сесть за столы.
Опыт № 2:
Положите на отчерченную линию на картоне скрепку, поднимем магнит над скрепкой и потихоньку будем опускать по направлению к ней и посмотрим, на каком расстоянии примагнитится скрепка к магниту.
- На каком расстоянии: большом или маленьком расстоянии примагнитилась скрепка к магниту? (ответы)
Вывод:магнит действует на расстоянии (схема выставляется на доску)
В. :Свойство магнитов притягивать определенные металлы или железные предметына расстоянии называется «магнитной силой» или «магнетизмом»
- Что называют «магнитной силой» или «магнетизмом»?
Способность притягивать железные и металлические предметы на расстоянии называется – магнетизмом или магнитной силой
Попробуйтескрепку отлепить от магнита, и вы почувствуете силу, магнитную силу
- Какую силу почувствуете?– магнитную
Опыт № 3:
А теперь закроем скрепку листом бумаги и проведем над ней магнитом. Что произошло (примагнитилась)
-Какая сила действовала на скрепку? – магнитная
- Через что действовала магнитная сила? (через бумагу)
Ответы детей : Железные предметы примагнитились через бумагу.
Вывод: магнит действует через бумагу. (схема выставляется на доску)
Опыт № 4:
Воспитатель: Сейчас скрепку накроем кусочком ткани и поднесем магнит. Что произошло (примагнитилась)
-Какая сила действовала на предмет? – магнитная
- Через что действовала магнитная сила? (через ткань)
Ответы детей : Магнит действует через ткань, железные предметы примагнитились через ткань.
Вывод: магнит действует через ткань. (схема выставляется на доску)
Опыт № 5
Положите скрепку на картон. Возьмите одну руку картон, в другую руку возьмите магнит. Проведите магнитом под картоном?
- Что произошло? (скрепка двигается)
- Какая сила действовала на скрепку? – магнитная
- Через что действовала магнитная сила? (через картон)
Ответы детей : Магнит действует через картон
Вывод: магнит действует через картон. (схема выставляется на доску)
Игра с магнитом «Посади бабочку на каждый цветок» -девочки, а мальчики «Провези машинку по дороге в гараж»
Переверните картон. Мы видим поляну с цветами. (На картоне наклеены цветы, а у мальчиков дорогу, которая ведет к гаражу. Возьмите на подносе пчелку и посадите на первый цветок – для девочек, а мальчики - машинку – поставьте на дорогу, посреди тела – скрепка или металлическая пластинка. При помощи магнита посадите пчелку на каждый цветок, а машинку проехав, по дороге, завезите в гараж.
- Как это сделать? (с обратной стороны картона водить магнитом)
- Что происходит с пчелкой, машинкой? (они двигаются)
Почему пчелка (машинка) двигается? (магнит примагничивает скрепку или металлическую пластину, значит действует магнитная сила)
Вывод:магнит действует черезкартон (схема выставляется на доску)
Повторить свойства магнита.
- Какие предметы притягивает магнит? (железные, металлические)
- Через что воздействует магнит (бумагу, ткань, картон, стекло)
Вы сегодня очень многое узнали о свойствах магнита. Я предлагаю посмотреть мультфильм, который так и называется «Магнит» Садитесь на стулья.
Просмотр мультфильма «Магнит»
Рефлексия:
- О каком камне шла речь в мультфильме? (о магните)
- Какой способностью обладает магнит (примагничивать предметы)
- Все ли предметы примагничивает магнит? (нет)
- Верно ли утверждение, что магнит притягивает предметы, сделанные из дерева? (нет)
-А какие предметы притягивает магнит? (железные, металлические)
-Какая сила есть у магнита? (магнитная)
- Как называется способность притягивать железные и металлические предметы на расстоянии называется? (магнетизмом или магнитной силой)
-Через что действует магнитная сила? (бумагу, ткань, картон).
На этом наше путешествие в школу волшебных наук подошло к концу. Надеюсь вам понравилось. До новых встреч.