Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Что такое камень?» ко Дню камня на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе по образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство. Детский дизайн», по теме «Что такое камень?» ко Дню камня на МААМ
Программные задачи: систематизировать представления о свойствах объектов неживой природы - камни (камни имеют вес, тонут в воде). Развивать исследовательские умения: наблюдать, делать предположения, обобщать; внимание, мышление, речь. Активизировать словарь словами, обозначающими свойства и качества «круглый, гладкий, шероховатый, тонет, твердый, тяжелый». Формировать представления о многообразии созданных дизайнерами объектов предметного мира. Развивать конструктивные и творческие способности, умение использовать доступные виды изобразительной деятельности (лепка) и художественного конструирования в процессе занятий дизайном, создавая объекты дизайна своими руками.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Что такое камень?“ ко Дню камня на МAAM» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Материал: шкатулка, «чудесный мешочек», камни разного размера, формы, фактуры, пластилин, презентация «Профессии людей, которые работают с камнями», лупы, емкости с водой, пемза, аудиозапись полонеза М. К. Огинского «Прощание с Родиной», дощечки для лепки, силуэты медальонов, пластилин, стеки.
Начало занятия:
1. Игра - приветствие «С добрым утром!»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения в соответствии со словами текста:
С добрым утром! С новым днём! (идут по кругу, взявшись за руки)
С новым солнцем за окном! (машут руками вверху)
Утро доброе встречай! (хлопают в ладоши)
День хороший начинай! (улыбаются друг другу)
2. Сюрпризный момент «Шкатулка с сюрпризом»
Задача: активизировать мыслительную деятельность воспитанников.
Воспитатель вносит шкатулку и предлагает детям отгадать, что в ней. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель открывает шкатулку.
Ход занятия:
1. Игра-исследование «Чудесный мешочек»
Задача: развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы, создать условия для исследования свойств объекта на ощупь.
Воспитатель достает из шкатулки «Чудесный мешочек» с камнями внутри.
Воспитатель: ребята, я знаю. Что вы у меня умные и любознательные. Предлагаю вам стать исследователями и угадать, что в «Чудесно мешочке».
Всем, конечно интересно,
Что лежит в мешочке чудесном.
Каждый сможет угадать,
Стоит только в руки его взять.
Дети ощупывают мешочек, пытаясь отгадать, какой предмет там спрятался.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Этот предмет твердый или мягкий?
- Этот предмет холодный или теплый?
- Этот предмет гладкий или шероховатый?
После того, как все дети высказались, воспитатель показывает камень.
2. Проблемные вопросы
Задачи: закрепить представления о свойстве камня как объекта неживой природы.
Первый вопрос: «Камень – объект живой или неживой природы?»
Воспитатель предлагает детям доказать, что камень – объект неживой природы.
Дети: Камень не двигается, не ест, не дышит.
Второй вопрос: «Где можно встретить камни?»
Дети: В горах, на дороге, в море, в вазах в музее, в украшениях, в памятниках и т. д.
3. Рассказ воспитателя «Профессии людей, которые работают с камнями» (в сопровождении презентации)
Задача: формировать представления о профессиях людей, связанных с камнями.
Вопитатель кратко знакомит детей с профессиями геолога, альпиниста, археолога, ювелира, ландшафтного дизайнера, скульптора, строителя, дворника.
Геолог - изучает участки земли, проводит разведку и поиск полезных ископаемых.
Альпинист - преодолевает препятствия, созданные природой: лазает по скалам, горам, переходит через горные реки, ледовые трещины и ущелья.
Археолог - изучает среди камней и песка следы человеческой культуры — «артефакты» — и отвечает на вопросы: «Как и где жили люди?».
Ювелир - занимается изготовлением и ремонтом украшений из драгоценных металлов и камней.
Ландшафтный дизайнер - с помощью растений, садовых аксессуаров (скульптур, камней) занимается оформлением парков, садов, дачных участков.
Скульптор - это художник, который создает объемные произведения искусства из самых разных материалов (дерева, мрамора, бетона, гипса, камня).
Строитель - занимается возведением зданий и конструкций.
Дворник - отвечает за очистку улиц, территорий около разных зданий от снега, листвы, камней, мусора.
4. Практическая познавательная днятельность детей «Волшебная лаборатория»
Задача: закрепить представления детей о свойствах камней.
Опыты:
1. Рассматриание структуры камня с помощью лупы.
2. Сравнение разных камней, нахождение сходства и различия.
3. Что тяжелее большой камень или маленький?
4. Сравнение кусочка пластилина и камня. Сжать камень в одной ладони, а пластилин в другой. Что произошло с камнем и пластилином? Почему?
5. Постучать камнем о кусок пластилина. Что произошло? Почему? (пластилин изменил форму, камень – нет. Камень твердых, пластилин мягкий)
6. Тонут ли камни? Дети опускают камни в воду. Что происходит?
Воспитатель открывает секрет: есть камень, который плавает в воде и кладет в воду пемзу. Почему пемза не тонет? (она имеет пористую структуру, в ней много дырок в которых есть воздух, а остальные камни плотной структуры)
Дети обобщают результаты опытов, рассказывают о свойствах камней.
5. Физкультминутка «Черепаха»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Воспитатель спрашивает у детей, какое животное носит на своей спине «камень».
Дети: Это черепаха.
Воспитатель рассказывает, что часть туловища у черепахи, которая похожа на камень, называется панцирь. Она такая же твердая. Предлагает отдохнуть.
Выставляется иллюстрация с изображением черепахи.
Дети становятся в круг и выполняют движения:
До болота идти далеко, (шагают на месте)
До болота идти нелегко. (наклоны туловища влево – вправо)
Вот камень лежит у дороги, (наклон туловища вперед)
Присядем и вытянем ноги. (присели)
И на камень лягушки кладут узелок. (Повороты туловища влево – вправо)
Хорошо бы на камне прилечь на часок! (ладони соединили, сложили под голову, «спят»)
Вдруг на ноги камень вскочил (прыжок на месте)
И за ноги нас ухватил. (Руки в стороны)
И мы закричали от страха: (руки на пояс)
Это – ЧЕ
Это – РЕ!
Это – ПАХА
Это – ЧЕРЕПАХА!» (Хлопки в ладоши)
6. Минута любования (под музыку)
Задача: закрепит свойства камней, расширить словарный запас эпитетами.
Воспитатель прелагает детям полюбоваться камнями, которые они выбрали, и включает музыку.
Звучит аудиозапись полонеза М. К. Огинского «Прощание с Родиной».
Воспитатель произносит слова – эпитеты: камни таинсвенные, необыкновенные, красивые, бесподобные и т. д. Предлагает еще раз потрогать камни рукой и сказать у кого какой камень на ощупь.
7. Словесная игра «Ассоциации»
Задача: упражнять в умении сравнивать камни с объектами, сравнивая их свойства, развивать ассоциативное мышление, память, воображение, расширять словарный запас.
Вопросы к детям:
- Камень твердый, как?
- Камень холодный, как?
- Камень шероховатый, как?
- Камень гладкий, как?
- Камень круглый, как?
8. Продуктивная деятельность – дизайн «Украшение медальона»
Задача: формировать представления о многообразии созданных дизайнерами объектов предметного мира. Развивать конструктивные и творческие способности, умение использовать доступные виды изобразительной деятельности (лепка) и художественного конструирования в процессе занятий дизайном, создавая объекты дизайна своими руками.
У детей силуэты медальонов. Им предлагается украсить их камнями и пластилином.
Окончание занятия:
1. Игра с мячом «Правильно – не правильно»
Задача: закрепить свойства объекта природы.
Воспитатель: Становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы. Тот, у кого мяч будет отвечать, «правильно» или «не правильно».
- Камень можно смять, как бумагу?
- Камень тонет в воде?
- Камень прозрачный, как стекло?
- Камень легкий, как вата?
- Камень легко разбить, как стекло?
- Камень можно растянуть, как резинку?
- Из камня можно лепить, как из пластилина?
- Поверхность морского камня гладкая, а речного камня – шерховатая?
- В камне нет ни воздуха, ни воды?
В конце занятия дети представляют свои дизайнерские работы.