Юлия Лобанова
НОД «Волшебница Зима» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей по теме зима; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о зимних месяцах, о признаках зимы.
2. Учить детей при слушании музыки выражать свое настроение.
3. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь, память, творческое воображение и логическое мышление детей.
2. Развивать связную речь;
3. Развивать доказательную речь.
Воспитательные задачи:
Публикация «НОД „Волшебница Зима“ для старшей группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать ценителей музыки.
3. Воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, работа в парах, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Активация словаря: настоящее, прошлое, будущее время; зимние месяцы декабрь, январь, февраль; заяц белый, заяц серый.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами: признаки зимы, подготовка животных к зиме, зимняя природа.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Зимняя природа», «Животные зимой», составление рассказов «Игры зимой».
3. Проведение дидактических игр «Когда это бывает?», «Кто лишний?» Проведение подвижных игр «Льдинки, ветер и мороз» и пр.
4. Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима.», «Зимнее утро».
5. Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», Скребицкий Г. А. Сказка "Всяк по-своему", В. Бианки «Готовимся к зиме», заучивание стихов: «Письма» А. Тараскина, «Холодно воробушке» Е. Благининой, «Зима» Е Благининой.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка
Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись произведений П. И. Чайковского «Времена года. Зима», видеоролик «Подарок Зимы»; карточки: зима, лето, осень, весна, лето; деревья: весной, зимой, летом, осенью; птицы, звери, человек в разной одежде; конверты с геометрическими фигурами для моделирования на каждого ребенка.
Предполагаемый результат: может поддержать беседу о временах года; рассуждает, активно занимается словотворчеством, использует синонимы, рассуждает, высказывает свою точку зрения; проявляет активность и любознательность в выполнении заданий, отгадывании загадок; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Ход НОД.
Педагог
- Ребята к нам на адрес детского сада для детей старшей группы пришло электронное письмо, давайте откроем и прочтем его.
(Педагог читает письмо)
- Ну, что ребята примем подарок от Зимушки? Отправимся в путешествие, надо сказать, что путешествие от Зимушки волшебное мы побываем в прошлом и будущем времени вместе с помощниками, знаете ребята Декабрь, Январь и Февраль где-то я уже слышала эти имена, кто мне скажет почему Зима называет их своими помощниками?
Ответы детей
Педагог
- Правильно, это зимние месяцы. Ну, что ж перед нашим путешествием давайте разберемся, чем прошлое время отличается от настоящего и будущего и какое время главнее?
Ответы детей
Педагог
- Конечно, самое главное это то, что происходит сейчас. Про такое мы говорим, что находимся в центре событий – это настоящее время. Прошлое – это то, что уже прошло. Будущее – это то, что будет с нами происходить, этого мы еще не знаем, можем только предполагать.
Ответы детей
Педагог
- Ребята слышите музыку, я думаю, это первый помощник пожаловал.
(Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима. Декабрь»).
- Ребята вы узнали эту мелодию? Кто знает ее название и автора произведения?
Ответы детей
Педагог
- Правильно это произведение П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь».
- Скажите, пожалуйста, какая эта мелодия по характеру?
- О чем вам рассказала эта мелодия?
Ответы детей
Педагог
- Декабрь первый месяц зимы пришел к нам с заданием. Слушайте внимательно, у вас на столе лежат карточки с изображением времен года. Назовите время года и покажите соответствующую картинку.
Ответы детей
Педагог
- Ребята, а какое сейчас время года? Внимание на экран с помощью ваших картинок вам нужно выбрать и расставить картинки в последовательности прошлое, настоящее и будущее время.
(Дети выполняют задание в парах)
Ответы детей
Педагог
Я вижу, что это задания оказалось не трудным для вас, ребята скажите, а что будет, если я поменяю местами карточки, сейчас – зима, перед ней лето, после зимы.
Ответы детей
Педагог
- Правильно вы говорите, так не бывает, потому что природа зимой спит, а весной просыпается. А у нас получилось, что природа после зимы опять засыпает. Если она так долго будет спать, то весны мы можем не дождаться.
- Вы правильно расставили картинки природы по временам года, скажите, как время года влияет на человека? Следующее задание Декабря расставьте картинки с изображением ребенка в одежде по временам года.
Ответы детей
Педагог
- Ну что ж с заданием Декабря мы справились, и мне кажется, что я слышу другую мелодию.
(Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла «Временя года. Зима. Январь»).
- Вы узнали эту мелодию? Кто скажет, как она называется и кто ее автор?
Ответы детей
- Правильно к нам пришел второй помощник Январь.
- Скажите ребята, о чем вы вспоминали во время прослушивания мелодии?
- Какое настроение у вас после прослушивания этой мелодии?
Ответы детей
Педагог
- Вот задания от 2-го зимнего месяца, мы с вами обсудили. А какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы?
- Посмотрите, вот у меня карточка, на которой изображен медведь. Что медведь делает зимой? На картинке медведь не спит, значит, отнесем его к будущему времени? А к какому времени относиться белый заяц? К настоящему зайчик сменил шубку с приходом зимы. Перед вами карточки с животными, выберите 3 картинки и расставьте их в прошлом настоящем и будущем времени, это и будет заданием от Января.
(Дети выполняют задание в парах)
- Я вижу что и это задание не вызвало у вас трудности, ребята а вы можете себе представить, что у зайца одно ухо белое, а все остальное туловище серое?
Ответы детей
Педагог
- Конечно, нет. Скажите, вы можете себе представить, что зимой одна ветка у дерева будет голой, а на другой будут цвести цветы.
Ответы детей
Педагог
- Значит, со временем меняются не только предметы или явления, но меняются и все его части. Следующее задание расставьте деревья на картинке по времени года.
Ответы детей
Педагог
- Все в природе растет, стареет и умирает. Все имеет настоящее, прошлое и будущее.
- А я кажется, слышу еще одну мелодию?
(Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла «Временя года. Зима. Февраль»).
- Ребята назовите мелодию и ее автора?
Ответы детей
Педагог
- Ребята какой музыкальный инструмент вы слышали во время мелодии?
- Везде ли музыка в произведении звучит в одинаковом темпе?
Ответы детей
Педагог
- Ребята вы справились с заданиями Декабря и Января, в правильной последовательности расставили карточки. Февраль прислал вам загадки:
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется. (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки)
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи.)
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (Коньки.)
Жил я по среди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки.)
- Ребята, а если бы вам предложили нарисовать зиму, то какие бы вы взяли краски?
Ответы детей
Педагог
- Следующее задание февраля лежит у вас в конвертах. Слушайте задание: из представленных геометрических фигур, выложите то, что вы окружает вас зимой.
(Дети работают в паре)
Педагог
- Молодцы! Какие замечательные фигуры получились! Кажется, я слышу мелодию самой Волшебницы Зимы, неужели она сама пожаловала к нам в гости?
Зима
- Здравствуйте ребята, я рада видеть вас, вы меня очень порадовали своими знаниями о зимних явлениях.
Педагог
- Здравствуй Зимушка, спасибо тебе за чудесное путешествие, ребята очень ждали тебя и выучили стихи, послушай.
Дети читают стихи
Письма. А. Тараскин
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Холодно воробушке. Е. Благинина
Съежился на ветке-
Зябнет воробей.
Мне к зиме бы надо
Шубку потеплей.
Да еще бы валенки,
Шапку, рукавицы,
И счастливый в мире
Не было бы птицы.
Зима. Е Благинина.
Зима негаданно – нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!
Зима
Ответы детей
Зима
- Спасибо вам ребята, за чудесные стихи я хотела бы узнать:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем настоящее время отличается от прошлого?
- Какие задания вам показались легкими?
- Какое задание вам показалось самым трудным?
Большое вам ребята спасибо, порадовали вы меня, за это сделаю я вам еще подарок, угощение вот вам мои снежные сладкие комочки и музыкальный фильм о зимних забавах, которые вы так любите.
А мне пора уходить на улицу, у вас тепло, боюсь превратиться в другое время года. До свидания.
Педагог
- До свидания, приходи в гости!
(Дети прощаются с Зимой и смотрят фильм)