Наталья Быкова
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Волшебница-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе
по теме:«Волшебница-зима»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зиме, как о времени года.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Волшебница-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать притяжательные прилагательные к существительным. Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: декабрь, январь, февраль, вьюга, метель, запорошила, мороз, лёд, иней, гололедица, узоры, снежинки, снегопад, метель, морозная, холодная, суровая, лютая, студеная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий и др.
Интеграция областей: “Коммуникация”, “Познание”, “Конструирование”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Физическая культура”.
Материалы и оборудование: мягкие блоки-модули, картонная заготовка в виде дерева, елочные украшения,ткань, ТСО.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок. Чтение рассказов, стихотворений русских поэтов о зиме, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы, о жизни животных зимой. Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.
Ход занятия
Дети поздоровались, расселис. На пректоре изображение зимнего пейзажа. Звучит музыка. Чтение стих. Пушкина А. С. «Зима»
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель. Вот как поэт А. С. Пушкин рассказал нам о зиме. Вот какой он видел зиму. Представляете, ребята, поэт словами красивую картину нарисовал! И ведь как точно все явления зимы описал. А что вы можете рассказать о зиме? Что вы знаете о зиме? Чтобы каждый мог высказаться, давайте вот этот ледяной кубик передавать друг другу после ответа. Постарайтесь назвать такой признак, о котором ваши товарищи еще не говорили.
Беседа о признаках зимы.
Холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску.
Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
Дидактическая игра "Добавь слово"
- А давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)Да, ребята, это родственные слова.
Молодцы! Вам нравиться зима? А за что вы любите зиму? (Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строим снежную бабу).
Динамическая пауза «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать!
(Выполняют соответствующие движения)
А хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу? – Да.
Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».
Хорошо, но для начала вспомним правила поведения в лесу.
-Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
(В лесу не нужно ломать веток, не мусорить, не пугать животных.)
Все правильно, я тут как раз видела тропинку, запорошенную снегом. Она нас выведет к лесу. Построились передо мной. Аккуратно, по очереди продвигайтесь на свои места. Дети проходят по следочкам, рассаживаются на блоки.
-закройте глаза, вспомните, как мы шли по тропинке…
-Раз, два, три, улыбнись, и в лесу ты окажись!
Откройте глаза, посмотрите, вот мы в лесу, а вот и тропинка, по которой мы шли, вон наши следы, видите?
А это уже другие следы. Кто бы мог оставить следы в лесу, кроме человека? Попробуйте угадать, какому из представленных животных принадлежат эти следы?
«Чьи следы на снегу?» Слайд с изображением следов животного, загадка про животного, отгадывание кому следы принадлежат, беседа о жизни животного зимой. (заяц, белка, лиса, волк). Работа с образованием притяжательных прилагательных. Детям предлагается составить свой рассказа о животном по изображению.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».
Правильно угадали, это заяц. Значит, как скажем чьи следы на снегу? (Заячьи)
А тут другие следы, кто бы это мог быть?
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»
….Кто наследил? (белка)
Значит, как скажем чьи следы на снегу? (беличьи)
Правильно угадали, это белка. Значит, как скажем чьи следы на снегу? (Беличьи) На что бельчонок смотрит? Что собирается делать?
А в лесу еще следы? Попробуйте угадать, кто здесь пробежал?
Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко
Хвостик длинный и пушистый, мех густой и золотистый. (Лиса)
… Правильно угадали, это лиса. Значит, как скажем чьи следы на снегу? Значит чьи следы на снегу? (лисьи)
А кто мне расскажет во что играют лис и мышонок?
Мы зашли в самую чащу леса. Кто же здесь наследил?
Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».
….Кто это? (волк)
Значит, как скажем чьи следы на снегу? (волчьи)
А этот волк, наверное колыбельную поет? О чем?
А еще хотела показать вам следы медведя, да вот не нашла. Почему?
Ребята, вы научились читать по следам, а попробуте рассказать историю по этим следам, что же в лесу произошло? (выслушиваем 1-2 рассказа)
Посмотрите как красив лес зимой!
В стихотворении А. С. Пушкин зиму назвал волшебницей, почему?
А давайте пальчиками покажем как зима преображает природу. Повторяйте за мной движения.
Пальчиковая игра (надо заменить)
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег).
Укрывая белый свет белым покрывалом, (Поглаживают одну ладонь другой).
Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).
Сладко спали до весны дерева и травы. (Показывают, как спят).
А как вы понимаете выражение укутать снежным покрывалом….
Давайте поможем волшебнице зиме украсить дерево и укутать его снежным покрывалом. (детям предлагается на выбор несколько видов украшений, самостоятельно украшают заготовку из картона).
Вы настоящие художники, очень красиво! Нам пора возвращаться.
- Раз, два, три, повернулись
В детский садик мы вернулись.
Наше путешествие окончено. Вам понравилось? Что интересного было? Попрощайтесь с гостями.