Нина Александровна Волкова
НОД Виртуальное путешествие «Народы Южного Урала».
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальное путешествие «Народы Южного Урала»
Задачи. Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине». Познакомить детей с тем, что на Урале живут разные народы: башкиры, татары, русские.
Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.
Беседа.
— Дети, как называется край, в котором мы живём? (ответы детей).
Публикация «НОД Виртуальное путешествие „Народы Южного Урала“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
— Мы с вами живём в Челябинской области. Челябинская область находится на юге Уральских гор. Край, в котором мы живём, называется Южный Урал. Красив и богат Южный Урал. Есть здесь и просторные степи, есть и леса, богатые дарами. Есть горы, а в горах спрятаны бесценные сокровища. Дети, как вы думаете, что это за сокровища? (ответы детей).
— Нет, не золота и не алмазы, а бесценные руды, железные да медные. Но самое главное богатство Южного Урала – это люди. Дети, вы знаете, какие народы живут на Южном Урале? (ответы детей).
— На Южном Урале живут разные народы, но больше всего русских, башкир и татар. Дети я приглашаю вас в виртуальное путешествие по «реке времени» в прошлое Южного Урала.
Презентация «Народы Южного Урала».
— Дети, по «реке времени» в прошлое уплываем, историю Южного Урала узнаем. В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.
Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.
Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы – это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.
Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.
Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.
С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Южном Урале живут, их башкирами зовут.
Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта – это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре, очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.
Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.
Физкультминутка «Уральский край».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу вам рассказать. дети маршируют на месте,
Как богат Уральский край руки в стороны,
Ты о том не забывай руки к сердцу,
Наши реки широки, руки в стороны,
А озёра – глубоки, наклон, руки вниз до полу,
Горы наши высоки, руки вверх, встать на носочки,
Есть пещеры у реки, присесть, встать,
И леса, и поля – руки в сторону,
Это Родина моя! руки к сердцу.
— Дети, путешествие продолжаем, много нового узнаем. Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на благодатных землях Южного Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Традиционным жилищем татар Южного Урала была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад избы украшался многоцветной росписью.
Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, переночевать предлагают.
Русские люди Южный Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.
Военные строили крепости. Купцы торговали.
Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Южного Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.
В согласии и мире живут, в обиду друг друга не дают.
— Дети, вы согласны с тем, что мы живём в согласии и мире? (ответы детей).
— Дети, кто из вас кроме русского языка знает языки других народов? (ответы детей).
— Дети языки народов Южного Урала изучайте, свои край прославляйте.