Ирина Енбахтова
Экскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:: Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала
Программное содержание:
--Формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры.
--Познакомить детей с историей и бытом разных народов Южного Урала (бакшир, татар, казаков, с их национальными костюмами, предметами быта.
--Формировать Эмоционально-положительные отношения к представлениям культуры Южного Урала;
--Развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности;
--Познакомить с жанрами фальклора Южного Урала.
Публикация «Экскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группе» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа:
Изготовление дидактических игр, пособий, иллюстраций. Заучивание пословиц, поговорок.
Размещение мини-музеев по разным национальностям.
Словарная работа:
Орнамент, тюбетей, калфак, сабантуй, чугунок, коромысло фальклор. Проговаривание и заучивание татарской игры на татарском языке
«Сядь, сядь Малика»
Ход мероприятия:
Ведущ: Здравствуйте дорогие гости! Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Ведущ: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя Родина. Как называется край, в котором мы с вами живём?
Дети: Урал.
Ведущ: Верно, мы с вами живем на Южном Урале. Урал считается богатым,здесь красивая природа, много красивых камней, а еще здесь проживают люди разной национальности. Какие?
Дети: Русские, казахи, татары, башкиры, мордва, казаки, чуваши и т. д.
Ведущ: Молодцы, верно. Сегодня мы с вами отправимся в музей, где сможем увидеть национальную одежду башкир, татар, Уральских казаков, вспомнить их традиции и быт.
В первом зале нас встречают экскурсоводы и расскажут о башкирских костюмах и традициях, а вы будете им помогать.
Реб-к: Здравствуйте, проходите, пожалуйста! В нашем зале вы сможете увидеть национальную одежду БАШКИР. Башкиры называют себя «БАШКОРТ». «БАШ»-голова, «КОРТ»-волк.
Реб-к: Они известны как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Давно они пасли стада лошадей и баранов на пастбищах.
Реб-к: Башкирский народ вел кочевой образ жизни. Чтобы не строить новые дома на новом месте, у людей были прочные переносные дома. Эти дома назывались «ТИРМЭ», что в переводе с башкирского языка означает - ЮРТА.
Ведущ: Ребята, кто сможет дополнить рассказ экскурсоводов?
Реб-к: Куполообразная форма юрты обозначает – бесконечность неба.
Реб—к: Юрта делилась на две половины, мужскую и женскую.
Реб-к: В центре был очаг-под отверстием купола, чтобы выходил дым.
Ведущ: Давайте поиграем в игру, которая так и называется – «ЮРТА».
Игра «Юрта»
Дети делятся на четыре группы и образуют кружочки по углам зала. В центре
каждого кружочка стоит стул, на котором большой платок. Вначале все дети
образуют круг, идут по кругу простым шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
Разбежимся на лужок.
Припев: Ля- ля- ля
Закончив петь, дети быстро бегут к своим стульям, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра. Получается юрта. Выигрывает та группа детей, которая быстрее всех сделала юрту.
Молодцы, ребята. Мы вспомнили с вами традиции народа башкир. Спасибо нашим экскурсоводам. А мы проходим в следующий зал, где узнаем о татарском народе, его обычае и рассмотрим национальный костюм.
Реб-к: Здравствуйте, проходите пожалуйста! Я Вам расскажу о ТАТАРСКОМ национальном костюме. У женщин головной убор называется «КАЛФАК», мужской- «ТЮБЕТЕЙ». «КАЛФАК» и «ТЮБЕТЕЙ» расшиты яркими цветами и называется все это – орнаментом. Платье тоже нарядное. Подол украшен оборкой, рукава широкие и тоже с оборками, на ногах сапожки. У татарских женщин есть одна обувь и называется она – «ИЧИГИ».
Ведущ: Ребята, кто хочет дополнить рассказ экскурсовода?
Реб-к: Внешний вид домов татар походил на жилища русских. Дом устилался кошмами и коврами. Соблюдали уют, порядок, опрятность.
Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены – красились.
Реб-к: Татары, проживающие на Южном Урале имели свои народные традиции. Популярным праздником был САБАНТУЙ. В этот праздник устраивались спортивные состязания, забавы, всех угощали кашей, которую готовили в казане.
Ведущ: Ребята, давайте поиграем в татарскую игру, которая называется:
«Сядь, сядь, Малика!»
Дети становятся в круг, одному завязывают глаза и ставят в круг. Дети поют татарскую песню: «УТЫР, УТЫР МЛИК, АЛМАГАЧЫ ТБЭН. КЕМ УТЫРГАН КАРШНА, ЙТЕН БИЗНЕ ТИЗ ГЕН»
Один из детей садится рядом с водящим, с помощью прикосновения должен узнать ребенка.
Ведущ: Вот мы с вами и вспомнили о татарских традициях, послушали рассказ экскурсовода о национальном костюме татар и дополнение ребят. Молодцы!
А сейчас мы пройдем в следующий зал, где нас встречают славные казаки.
1Реб-к: Проходите, гости дорогие!
2Реб-к: Мы очень рады видеть Вас в нашем зале, где сможем Вам рассказать и показать КАЗАЦКИЕ народные костюмы и познакомить с традициями казачьего народа.
1 Реб-к: Праздничный наряд казачек состоял из ситцевого платья, такой костюм носили женщины молодого возраста. Более пожилые надевали юбки и широкие кофты. На голове женщины носили чепец. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, кафтана, на голове носили фуражки.
2 Реб-к: В старинной казацкой избе была одна комната и почти наполовину её занимала печь. Топили печь дровами, считались берёзовые или дубовые. Они хорошо горели и давали много тепла. Раньше печку называли – печка-матушка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В ней готовили вкусную кашу, ароматные щи. Хлеб выпекали с румяной, хрустящей корочкой, пекли пироги.
Ведущ: Ребята, а за предметы стоят возле печи? Давайте рассмотрим их.
Реб-к: Это кочерга, ею разгребали угли в печи.
Реб-к: Это чугунок, в нем готовили еду.
Реб-к: Это коромысло, при помощи него носили воду из реки.
Ведущ: Запомнили как называются эти предметы? (Ответы детей) А теперь я буду загадывать загадки про эти предметы а вы отгадывать.
-Черный конь скачет в огонь?
-Был на базаре, очутился на пожаре?
-Этот предмет с загадочным смыслом, есть два крючка у….(коромысла)
Ведущ: Молодцы, ребята, а теперь поиграем в казацкую игру «Колесо».
Ведущ: Ребята, мы с Вами побывали на экскурсии в музее разных народов Южного Урала. Многим отличаются народы друг от друга. Но у всех народов есть общее – мы все живем на Южном Урале. Это очень красивый край и мы должны беречь его, украшать, строить красивые здания, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать. Через много лет вы станете взрослыми и постарайтесь сделать так, чтобы земля - общий дом всех народов и стран, стала еще лучше чем сейчас.
Закончилась наша экскурсия и мы немного устали, а вся усталость снимается за чашкой чая, да с медовыми пряниками. Я приглашаю Вас в группу на чаепитие!