Лучший педагог года

Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования

Наталия Василега
Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования
▼ Скачать + Заказать документы

Мотивы и песни народов Южного Урала как средства воспитания и образования

Выполнила: Василега Н. В. – воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №166 о. в.» г. Магнитогорска

Магнитогорск, 2017

Оглавление:

1. Актуальность использования устного народного творчества в современной жизни….3

2. Фольклор народов Южного Урала…. 5

Публикация «Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования» размещена в разделах

3. Список использованной литературы…. 18

1. Актуальность использования устного народного творчества в современной жизни

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Д. С. Лихачев.

Первоначальное становление личности, закладывание основ самосознания, развитие индивидуальности ребенка начинается в дошкольном возрасте. Именно сейчас формируются отношения ребенка с миром людей и природы, прививаются общечеловеческие ценности и любовь к Родине, происходит приобщение к культуре региона и страны. Поэтому необходимо именно в этот период воспитывать у ребенка любовь к Родине, к малой Родине, к культуре региона, родному дому, быту, традициям и особенностям.

Приобщение к региональной культуре является первым шагом для дошкольника в освоении богатств мировой культуры. Многонациональная культура Уральского края дает широкие возможности ребенку для развития патриотической личности. Знакомя детей с красотой Урала, его богатой природой, многонациональным народом и его различными традициями, с талантливыми художниками, писателями и поэтами педагог дает возможность почувствовать себя частичкой этой культуры, пробуждает в нем чувства любви, уважения и патриотизма.

Заложенные в дошкольном возрасте ростки региональной культуры, сохранятся с ним на всю жизнь и будут служить духовному развитию, способствовать самореализации и всестороннему усовершенствованию человека.

Ознакомление детей с культурой и искусством Урала помогает решить следующие задачи: развивает у детей интеллектуальную активность и эмоциональную отзывчивость; вызывает интерес к культуре и искусству родного края; способствует к приобщению ребенка к родному краю, его материальным и духовным богатствам.

В настоящее время разработаны такие региональные программы: А. В. Шестаковой «Росток» и Е. С. Бабуновой, Л. В. Градусовой и др. «Наш дом – Южный Урал», в которых нашли отражение традиции и искусство народов Южного Урала. В них представлены игры, сказки, докучные сказки, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки, припевки, разработаны планы-конспекты занятий по приобщению детей как к устному народному творчеству, так и к ручному труду (рисунок, аппликация, лепка).

2. Фольклор народов Южного Урала

Колыбельные

* * *

Ет-то Сон-дремота

Навалилась на тебя.

Сон идет по лавочке,

Дремота по другой,

Сон-от в беленькой рубашечке,

Дремота в голубой.

Бай, баю, бай,

Сон да Дрема,

Пойди Ване в голову.

Уж как Сон идет по лавочке,

Дрема по другой.

Уж как Сон-то Дрему

И расспрашивает:

— Где мы Ванюшку найдем,

Баю, баюшки,

Там и спать укладем.

Вот Сон Ванечку нашел

Под холщовым положком.

Они Ванечку нашли,

Спать уклали и ушли.

* * *

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

* * *

Ай, люди, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал мой Юра засыпать.

* * *

Ай, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип, скрип.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу Таню не будите.

* * *

Ай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи.

А наш Ваня будет спать,

Станет глазки закрывать.

* * *

Спи-ка, усни, Дитя, Ванюшенька.

Все ласточки спят,

И касатки спят,

И куницы спят,

И синицы спят.

Нашему Ванюшеньке

Спать велят.

* * *

Как у нашего кота

Колыбелька золота.

А у Машеньки —

Золота-серебряна.

* * *

Котик серенький

Соломку сбирал,

Под головку складал

Да и Ваню качал.

* * *

Баю, баю, зыбаю,

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя, Машенька, кормить.

* * *

Баю, баю, баиньки,

Купим Тане валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет Танечка ходить,

Будет валенки носить.

Пестушки

* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода –

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

* * *

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты.

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Потягунушки, порастунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в руки хвату ну шки,

А в роток говорок, а в голову разумок.

(Распеленав ребенка, пестуют.)

Тятеньке — сажень,

Маменьке — сажень,

Дедушке — сажень,

Бабушке — сажень,

Брату — сажень,

Сестрице — сажень,

А Колюшке — большую,

Набольшую.

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

* * *

Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

(Учат ребенка ходить, прыгать.)

* * *

Дыбки, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

(Учит ребенка стоять.)

Потешки

* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

А кто молоко не пьет,

Того забодает, забодает!

* * *

Большаку дрова рубить

(большой палец,

Тебе воды носить

(указательный палец,

А тебе печь топить (безымянный,

А малышке песни петь (мизинец, Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

* * *

— Ладушки, ладушки, Где были?

— У бабушки.

— Чего ели?

— Кашку.

— Чего пили?

— Бражку.

— Чего на закуску?

— Хлеба да капустку.

— Чего на заедку?

— Красную репку. У-у-у-у, полетели,

На головку сели!

* * *

Уж я Ванюше пирог испеку,

Уж я внученьку румяненький,

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Мой внученек бедовенький.

* * *

— Ваня, Ванечка! Куда ходил?

— В лесочек!

— Что видел?

— Пенечек!

— Под пенечком что?

— Грибок!

Хвать, да в кузовок.

* * *

Ладушки, лады,

Не поливаны сады,

Недосуг поливать,

Надо в ладушки играть.

* * *

— Пальчик-мальчик, Где ты был?

— С этим братцем В лес ходил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел,

С этим братцем

Песни пел.

* * *

— Сорока, сорока, Где была?

Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке

Кашу варила,

На пары становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложку,

Другому — ложечку,

А третьему — целую поварешечку!

Прибаутки

Наша доченька в дому

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду,

Сладко яблоко в саду.

* * *

Кошка в лукошке

Рубашечку шьет,

А кот на печи

Сухари толчет.

У нашей кошки

Три сдобные лепешки,

А у нашего кота

Три погреба молока.

* * *

Журавель долгоногий

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Козел муку мелет,

Коза засыпает,

Маленькие козлятки

В амбарах гуляют,

Муку насыпают,

Рогами согревают.

А барашки — круты рожки

По улице ходят,

В дудочку играют.

А вороны — стары жены

Пошли танцевати.

А сороки-белобоки

Пошли примечати:

Ногами топ-топ,

Глазами хлоп-хлоп.

* * *

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

* * *

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

— Очень!

* * *

Сбил, сколотил — вот колесо,

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад —

Одни спицы лежат!

* * *

На пеньке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу,

Капусту сажу,

Да кучерявенькую,

Белую, сладенькую.

* * *

Я умница-разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да кошка,

Поп Брошка

Да я немножко.

* * *

Котик, коток,

Кудреватый лобок!

Сидит кот у ворот,

К себе милую ждет.

Кошечка — в окошечке,

Кошурки — в печурке,

Котятки — в подлавке.

— А кто у вас большой?

— А кто у вас меньшой?

— Мы все подрастем,

За мышами пойдем.

Один дедушка-кот

Будет дома сидеть

Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

* * *

Летит пуля, жужжит, я вбок —

она за мной, я в другой —

она за мной, я упал в куст —

она меня хвать в лоб,

я цап рукой — ан это жук!

* * *

Гуси в гусли,

утки в дудки,

вороны в коробы,

тараканы в барабаны,

коза в сером сарафане,

корова в рогожке,

всех дороже.

Небылицы

Из-за тучи, из-за гор

Ехал дедушка Егор,

Он на пегой на телеге,

На скрипучей лошади,

Топорищем подпоясан,

Сапоги нарастапашку,

На босу ногу зипун.

***

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала верхом

В нанковой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул —

Там землетрясенье,

Отчего-то кот чихнул,

* * *

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

* * *

Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.

Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.

Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу. Завтра воскресенье.

Заклички, приговорки

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

* * *

Жаворонки, прилетите,

Крынку масла принесите,

Яйцо красно,

Весну красну.

* * *

Бабочка, бабочка, сядь на лавочку,

Дам булавочку.

* * *

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

* * *

Солнышко - ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

* * *

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

***

Стрекоза-колечко,

Сядь на крылечко!

* * *

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь,

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень,

Поливай весь день.

* * *

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя.

* * *

Дождик, дождик, дай воды,

По колено глубины!

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще!

* * *

Месяц, посвети!

За плетень погляди,

Со мной погуляй,

Меня утешай.

* * *

Ветер-ветерок,

Дунь еще разок —

Бочком-теплячком,

Свежим воздушком.

Докучные сказки

Жили-были баран да овца,

Поставили они стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

Жили-были баран да овца.

* * *

Пришел медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду —

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду —

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок.

* * *

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся!

* * *

Жил-был дед со старухою,

Была у них избушка,

А в избушке лохань,

А в лохани мочало.

Не сказать ли вам сказочку

Сначала?

* * *

Был себе человек Яшка (Сашка,

на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка,

на голове шапка — хороша ли моя сказка?

* * *

Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца —

не сказать ли опять с конца?

* * *

Накосил мужик сенца,

поставил середи польца —

не сказать ли опять с конца?

Дразнилки

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

* * *

Коля-моля-Селенга

Съел корову да быка,

Пятьдесят поросят,

Одни косточки висят.

* * *

Прокоп-укроп,

Медный лоб,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Ванечка-чика

Наврал три мешка,

Стали мять — пудов пять,

Стали весить — пудов десять.

* * *

Ябеда, корябеда,

Соленый огурец,

На полу валяется,

Никто его не ест.

* * *

Мой братишка заболел:

Аппетиту нету —

Три кастрюли супу съел,

Сто одну котлету.

3. Список использованной литературы:

1. Наш дом – Южный Урал : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение российского фонда, АБРИС, 2014 – 255 с.

2. Южноуральские писатели детям : хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Т. Н. Крохалева. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 175с.

3. Чудесный короб: русские народные песни, сказки, игры, загадки / Сост., запись и обработ. Г. М. Науменко; Рис. Л. Н. Корчёмкина. – Переизд. – М. : Дет. лит., 1989. – 206 с. : ил.

4. Л. И. Мельникова «Детский музыкальный фольклор в дошкольных учреждениях» Издательство «Музыка для дошкольников» Москва 2000 год.

Публикации по теме:

«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования» Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию. Какие все они.

Познавательно-развлекательная деятельность в старшей группе «В дружбе народов единство и сила Урала» Познавательно – развлекательная деятельность в старшей группе «Светлячки» Цель: продолжать обогащать знания о многонациональности Урала.

Фоторепортаж «Дары лесов Южного Урала»Фоторепортаж «Дары лесов Южного Урала» Лето - это активный отдых на природе, лес, грибы, ягоды, ароматные травы и красивые цветы, а еще множество насекомых и животных, которые.

Интегрированное занятие «Игры народов Южного Урала» Конспект занятия «Словесные игры народов Южного Урала» Время проведения 20 минут. Цель: Формировать знания детей о Южном Урале как о родном.

Консультация для воспитателей «Уральские колыбельные песни, хороводные игры и хороводы Урала» Дата: 26.12.2017г Консультация «Уральские колыбельные песни, хороводные игры и хороводы Урала». 1 слайд: Уральские колыбельные песни, хороводные.

Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников) Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов активизировать.

Сценарий развлечения «Животные и птицы Южного Урала» Цель: Расширение знаний детей о животных и птицах Южного Урала, приобщение дошкольников к природе родного края. Задачи: Систематизировать.

Семинар для педагогов «Формирование представлений у детей о быте и традициях Южного Урала» «Формирование представлений у детей о быте и традициях Южного Урала» Цель: Повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ, через знакомство.

Спорт как средство воспитанияСпорт как средство воспитания Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого. В. Сухомлинский Жизнь в 21веке ставит перед нами много.

Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возрастаЭкскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста. 11 октября ребята из подготовительной группы «Дружба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 12:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Василега в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД