Наталия Василега
Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивы и песни народов Южного Урала как средства воспитания и образования
Выполнила: Василега Н. В. – воспитатель I квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №166 о. в.» г. Магнитогорска
Магнитогорск, 2017
Оглавление:
1. Актуальность использования устного народного творчества в современной жизни….3
2. Фольклор народов Южного Урала…. 5
Публикация «Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Песни-переделки. Тексты переделанных песен
- Песни. Все материалы на тему песен
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
3. Список использованной литературы…. 18
1. Актуальность использования устного народного творчества в современной жизни
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Д. С. Лихачев.
Первоначальное становление личности, закладывание основ самосознания, развитие индивидуальности ребенка начинается в дошкольном возрасте. Именно сейчас формируются отношения ребенка с миром людей и природы, прививаются общечеловеческие ценности и любовь к Родине, происходит приобщение к культуре региона и страны. Поэтому необходимо именно в этот период воспитывать у ребенка любовь к Родине, к малой Родине, к культуре региона, родному дому, быту, традициям и особенностям.
Приобщение к региональной культуре является первым шагом для дошкольника в освоении богатств мировой культуры. Многонациональная культура Уральского края дает широкие возможности ребенку для развития патриотической личности. Знакомя детей с красотой Урала, его богатой природой, многонациональным народом и его различными традициями, с талантливыми художниками, писателями и поэтами педагог дает возможность почувствовать себя частичкой этой культуры, пробуждает в нем чувства любви, уважения и патриотизма.
Заложенные в дошкольном возрасте ростки региональной культуры, сохранятся с ним на всю жизнь и будут служить духовному развитию, способствовать самореализации и всестороннему усовершенствованию человека.
Ознакомление детей с культурой и искусством Урала помогает решить следующие задачи: развивает у детей интеллектуальную активность и эмоциональную отзывчивость; вызывает интерес к культуре и искусству родного края; способствует к приобщению ребенка к родному краю, его материальным и духовным богатствам.
В настоящее время разработаны такие региональные программы: А. В. Шестаковой «Росток» и Е. С. Бабуновой, Л. В. Градусовой и др. «Наш дом – Южный Урал», в которых нашли отражение традиции и искусство народов Южного Урала. В них представлены игры, сказки, докучные сказки, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки, припевки, разработаны планы-конспекты занятий по приобщению детей как к устному народному творчеству, так и к ручному труду (рисунок, аппликация, лепка).
2. Фольклор народов Южного Урала
Колыбельные
* * *
Ет-то Сон-дремота
Навалилась на тебя.
Сон идет по лавочке,
Дремота по другой,
Сон-от в беленькой рубашечке,
Дремота в голубой.
Бай, баю, бай,
Сон да Дрема,
Пойди Ване в голову.
Уж как Сон идет по лавочке,
Дрема по другой.
Уж как Сон-то Дрему
И расспрашивает:
— Где мы Ванюшку найдем,
Баю, баюшки,
Там и спать укладем.
Вот Сон Ванечку нашел
Под холщовым положком.
Они Ванечку нашли,
Спать уклали и ушли.
* * *
Котик серый, хвостик белый,
Приди, котик, ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока
Да кусок пирога.
* * *
Ай, люди, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал мой Юра засыпать.
* * *
Ай, люли, ай, люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Нашу Таню не будите.
* * *
Ай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи.
А наш Ваня будет спать,
Станет глазки закрывать.
* * *
Спи-ка, усни, Дитя, Ванюшенька.
Все ласточки спят,
И касатки спят,
И куницы спят,
И синицы спят.
Нашему Ванюшеньке
Спать велят.
* * *
Как у нашего кота
Колыбелька золота.
А у Машеньки —
Золота-серебряна.
* * *
Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал
Да и Ваню качал.
* * *
Баю, баю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
А бабушка уху варить,
Тебя, Машенька, кормить.
* * *
Баю, баю, баиньки,
Купим Тане валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет Танечка ходить,
Будет валенки носить.
Пестушки
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода –
С тебя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
* * *
Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты.
(Учат осознанному движению руками.)
* * *
Потягунушки, порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в руки хвату ну шки,
А в роток говорок, а в голову разумок.
(Распеленав ребенка, пестуют.)
Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшке — большую,
Набольшую.
(Учат осознанному движению руками.)
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
* * *
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
(Учат ребенка ходить, прыгать.)
* * *
Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
(Учит ребенка стоять.)
Потешки
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
А кто молоко не пьет,
Того забодает, забодает!
* * *
Большаку дрова рубить
(большой палец,
Тебе воды носить
(указательный палец,
А тебе печь топить (безымянный,
А малышке песни петь (мизинец, Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
* * *
— Ладушки, ладушки, Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
— Чего на заедку?
— Красную репку. У-у-у-у, полетели,
На головку сели!
* * *
Уж я Ванюше пирог испеку,
Уж я внученьку румяненький,
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Мой внученек бедовенький.
* * *
— Ваня, Ванечка! Куда ходил?
— В лесочек!
— Что видел?
— Пенечек!
— Под пенечком что?
— Грибок!
Хвать, да в кузовок.
* * *
Ладушки, лады,
Не поливаны сады,
Недосуг поливать,
Надо в ладушки играть.
* * *
— Пальчик-мальчик, Где ты был?
— С этим братцем В лес ходил,
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
* * *
— Сорока, сорока, Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке
Кашу варила,
На пары становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложку,
Другому — ложечку,
А третьему — целую поварешечку!
Прибаутки
Наша доченька в дому
Что оладышек в меду,
Что оладышек в меду,
Сладко яблоко в саду.
* * *
Кошка в лукошке
Рубашечку шьет,
А кот на печи
Сухари толчет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки,
А у нашего кота
Три погреба молока.
* * *
Журавель долгоногий
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза засыпает,
Маленькие козлятки
В амбарах гуляют,
Муку насыпают,
Рогами согревают.
А барашки — круты рожки
По улице ходят,
В дудочку играют.
А вороны — стары жены
Пошли танцевати.
А сороки-белобоки
Пошли примечати:
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
* * *
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
* * *
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А вкусный был?
— Очень!
* * *
Сбил, сколотил — вот колесо,
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат!
* * *
На пеньке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Капусту сажу,
Да кучерявенькую,
Белую, сладенькую.
* * *
Я умница-разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да кошка,
Поп Брошка
Да я немножко.
* * *
Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждет.
Кошечка — в окошечке,
Кошурки — в печурке,
Котятки — в подлавке.
— А кто у вас большой?
— А кто у вас меньшой?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.
* * *
Летит пуля, жужжит, я вбок —
она за мной, я в другой —
она за мной, я упал в куст —
она меня хвать в лоб,
я цап рукой — ан это жук!
* * *
Гуси в гусли,
утки в дудки,
вороны в коробы,
тараканы в барабаны,
коза в сером сарафане,
корова в рогожке,
всех дороже.
Небылицы
Из-за тучи, из-за гор
Ехал дедушка Егор,
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Сапоги нарастапашку,
На босу ногу зипун.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Кто-то на небо взглянул —
Там землетрясенье,
Отчего-то кот чихнул,
* * *
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
* * *
Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу. Завтра воскресенье.
Заклички, приговорки
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Там твои детки
Кушают котлетки.
* * *
Жаворонки, прилетите,
Крынку масла принесите,
Яйцо красно,
Весну красну.
* * *
Бабочка, бабочка, сядь на лавочку,
Дам булавочку.
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко.
Дам тебе меду
Целую колоду.
* * *
Солнышко - ведрышко,
Выгляни в окошко.
Посыплю горошку.
Бояре-то едут
В красненьких сапожках,
В беленьких чулочках.
Божья коровка,
Слетай на небушко,
Принеси мне хлебушка!
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
* * *
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
***
Стрекоза-колечко,
Сядь на крылечко!
* * *
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень,
Поливай весь день.
* * *
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.
* * *
Дождик, дождик, дай воды,
По колено глубины!
Дождик, дождик, пуще,
Будет в поле гуще!
* * *
Месяц, посвети!
За плетень погляди,
Со мной погуляй,
Меня утешай.
* * *
Ветер-ветерок,
Дунь еще разок —
Бочком-теплячком,
Свежим воздушком.
Докучные сказки
Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Жили-были баран да овца.
* * *
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок.
* * *
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!
* * *
Жил-был дед со старухою,
Была у них избушка,
А в избушке лохань,
А в лохани мочало.
Не сказать ли вам сказочку
Сначала?
* * *
Был себе человек Яшка (Сашка,
на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка,
на голове шапка — хороша ли моя сказка?
* * *
Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца —
не сказать ли опять с конца?
* * *
Накосил мужик сенца,
поставил середи польца —
не сказать ли опять с конца?
Дразнилки
Андрей-воробей!
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
* * *
Коля-моля-Селенга
Съел корову да быка,
Пятьдесят поросят,
Одни косточки висят.
* * *
Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Ванечка-чика
Наврал три мешка,
Стали мять — пудов пять,
Стали весить — пудов десять.
* * *
Ябеда, корябеда,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест.
* * *
Мой братишка заболел:
Аппетиту нету —
Три кастрюли супу съел,
Сто одну котлету.
3. Список использованной литературы:
1. Наш дом – Южный Урал : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение российского фонда, АБРИС, 2014 – 255 с.
2. Южноуральские писатели детям : хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Т. Н. Крохалева. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 175с.
3. Чудесный короб: русские народные песни, сказки, игры, загадки / Сост., запись и обработ. Г. М. Науменко; Рис. Л. Н. Корчёмкина. – Переизд. – М. : Дет. лит., 1989. – 206 с. : ил.
4. Л. И. Мельникова «Детский музыкальный фольклор в дошкольных учреждениях» Издательство «Музыка для дошкольников» Москва 2000 год.