Ветрова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весенние хлопоты. Перелетные птицы»
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
в старшей группе
«Поможем вороне найти друга»
воспитатель 1 категории Ветрова Елена Семеновна
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи: Продолжать расширять знания детей о весенних признаках.
Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах, характерных особенностях птиц, об их жизни в весенний период.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Весенние хлопоты, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь во время составления рассказа о птицах, соблюдая грамматический строй речи.
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций по теме весна, перелетные птицы, разучивание загадок, пальчиковых игр, и физ. минуток.
Материал: письмо к детям, лист А4 разделен на 4 части, в каждой части иллюстрации птиц, схема для составления рассказов о птицах, счетные палочки, кукла ворона, медали для поощрения детей.
Ход занятия.
Дети встают полукругом и приветствуют друг друга.
Здравствуй, солнце! (поднимаем руки вверх)
Здравствуй, небо! (качают над головой руками)
Здравствуй, вся моя Земля! (делают круговые движения руками)
Мы проснулись очень рано, (трут кулачками глаза)
И приветствуем тебя! (руки разводят в стороны).
Вос. -ль: Ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал. Тут какое – то письмо (читает) :
«Для Елены Семеновны и ребят старшей группы.
Снег растаял! Снег растаял!
Это новость не простая!
Это значит наступила настоящая …весна.
Ребята, я давно не вижу своего друга, с тех пор как стало тепло. Это птичка, небольшого размера, с яркими перышками, хвостик маленький, любит летать стайкой. Может вы найдете его? Благодарю, ваша любопытная ворона».
Ребята, вы помнитеворону, которая беседовала с нами на участке? (ответы детей).Это письмо от нее. Согласны ей помочь?
Друга ворона не может найти с тех пор, когда стало тепло. Значит, надо вспомнить, что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная со слова (весной).
Ответы детей: Весной ярко светит солнце. Весной день становится длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег. Весной прилетают птицы из теплых краев.
Восп-ль: Молодцы! Занимайте свои места и посмотрите на мольберт, может здесь спрятался друг вороны? (на мольберте 4 фотографии птиц, закрытые листочками бумаги). Ваши предложения, как будем искать? (открыть все листочки).
Но чтобы их открыть, надо отгадать загадку.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да прыг по полю вскачь
А зовется птица (грач)
(открывается 1 листок с изображением грача)
Расскажите, что это за птица, используя схему.
Рассказ детей о граче. Может грач быть другом вороны? Почему? (он перелетная птица, а значит зимой его не могло быть).
Физкультминутка «Птички полетели»
Ну – ка, птички полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке.
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
(дети садятся на стульчики)
Следующая загадка:
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья, белобока, а зовут ее (сорока)
(открываем 2 листок с изображением сороки)
Что мы знаем о сороке? (коллективный рассказ детей)
Может ли сорока быть другом вороны? (нет, потому что сороки птицы одиночки и не живут в стайках как друг вороны, у нее хвост длинный)
Загадка. Во дворе стоит дворец, там живет один певец.
Очень ловкий молодец и зовут его (скворец)
(воспитатель открывает 3 листок с изображением скворца)
Что вы знаете про эту птичку? (рассказы детей, используя схему)
Как вы думаете, скворец – друг вороны? (нет, потому что эта перелетная птица и зимовал он в теплых краях)
Кто помнит пословицу про соловья: Увидал скворца – знай весна у крыльца.
Вспомните, как называют домик у скворца? Вы сможете построить уютный домик для скворца из этих палочек? (продуктивная деятельность детей – изготовление скворечников из счетных палочек)
Осталась еще одна загадка:
Алый низ и черный хвост, воробья побольше рост.
Толстый клюв раздался вширь – до чего красив (снегирь)
(открывается последний листок с изображением снегиря)
Может снегирьбыть другом вороны? (да, потому что он зимующая птица, у него яркие перышки, маленький хвостик, живут стайками).
Молодцы, ребята, помогли найти друга для нашей любопытной вороны.
Предлагаю упражнение «Что могут делать птицы?»
(летать, прилетать, залетать, улетать, клевать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, высиживать, выслеживать, выхаживать, уничтожать насекомых).
Посмотрите, ребята, как радуется ворона, что мы нашли ее друга.
(используется игрушка вороны из кукольного театра)
Что вам было трудно выполнить во время занятия? (ответы).
Но вы справились с трудностями и за это ворона хочет вас отблагодарить. (дети подходят к столу и выбирают медали «Знатоки птиц»).
Спасибо за занятие.