Ульяна Белецкая
НОД в старшей группе «Знакомство детей с русским костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников.
Программные задачи:
· Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей.
· Расширять представление об истории русского народа.
· Учить описывать, делать элементарные умозаключения.
· Вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.
Предварительная работа:
Публикация «НОД в старшей группе „Знакомство детей с русским костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Старшая группа
- Темочки
Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.
Словарная работа:
Старина, ремесленники, домотканная, сундук, мешковина, холст, ситец, крестьяне, чан, душегрея, парча, навершник, символ, заправляли, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай, атлас, коренья.
Методы и приё мы:
Показ игрушек, картинок, предметов.
Рассказ, объяснение, пояснение, беседа.
Вопросы к детям, указания.
Материал к занятиям:
Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча, пословицы.
Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.
Ход занятия:
В. Ребята, сегодня к нам в гости пришли Танюшка и Ванюшка (воспитатель показывает куклы). Давайте обратим внимание на их одежду (рассматривают одежду кукол).
В. Ребята, обратите внимание на фасон одежды. Одежда кукол отличается от нашей с вами одежды. Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Давным – давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона.
(Дети рассматривают картинки «Как одевались люди в старину»).
В. Ребята, посмотрите на сундук. Его принесли с собой Танюшка и Ванюшка. Давайте заглянем в него и посмотрим что там лежит.
(Дети рассматривают ткани, определяют её качество).
В. Ребята, из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого, невзрачного цвета. Ткань делали дома. Она называлась домотканная. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину не было и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель обращает внимание детей на ткани).
В. Ребята, а совсем богатые люди носили одежду из порчи. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество).
В. Ребята, давайте рассмотрим картинки на которых изображены люди, жившие на Руси в старину. Посмотрите как они одеты. Это костюм замужней женщины, он назывался навершник. Навершники всегда украшали вышивкой или аппликациями из дорогих тканей. Навершники и сарафаны были очень широкими. Есть такая пословица: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи». Ребята, как вы можете объяснить смысл этой пословицы. (Диалог с детьми)
В. Ребята, а этот костюм носили девушки. На сарафан девушки надевали душегреи. Душегреи – это коротенькая кофточка на лямках. А это мужской костюм. Основными частями костюма были рубахи и порты (штаны). Ребята, посмотрите как одевались крестьянские дети. Мальчики носили штаны и рубашки с длинным рукавом. Рубашки подвязывали поясом. На ногах надеты лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Называлась она онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них тоже были с длинным рукавом. А на голову девочки повязывали ленточку.
В старину дети любили играть. И мы с вами сейчас поиграем.
Проводится Р. Н. игра «Ручеёк».
В. Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы.
(Дети по желанию выбирают трафарет Р. Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент).
Затем рассматривают работы и определяют кто в каком костюме ходил в старину