Махруткина Оксана
Конспект НОД в старшей группе «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать элементарные экологические представления детей о зимующих птицах родного края.
Продолжать формировать представление детей о празднике «Зиновий - Синичник».
Задачи:
Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птц, распознавать птиц по характерным признакам.
Расширять представления детей о жизни и особенностях строения пи поведения птички – сильные лапки, густое оперение, желтая грудка, крепкий клюв)
Развивать познавательную активность, самостоятельность, логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Синичкин день“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
Формировать заботливое отношение к природе, у детей; желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
Приобщать детей к народному празднику «Зиновий - синичник» используя стихи, загадки, заклички, народные приметы,
Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к Родине, к родной природе.
Оборудование: Картинка птички синички, нарисованные птички, ножницы, клей, ватман с нарисованным деревом музыка-пение птиц.
Ход занятия:
Доброе утро, ребята. Сегодня на нашем занятии мы поговорим о птичке, а о какой мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой желтой все знакомы.
Ищут сало на балконе.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят! (синицы)
На кормушку к нам зимой,
Прилетает птица
С желтой грудкой пуховой-
Шустрая (синица)
Меж деревьев я летаю,
Разных мошек собираю.
В кустиках еду, крошки хлеба подберу.
Сообразительная птичка
И зовут меня (синичка)
О какой птичке были все наши загадки? (о синичке)
Правильно. Мы поговорим о синичке, потому что сегодня праздник «Синичкин день», который празднуется 12 ноября, а в народе называется «Зиновник». Потому приближается время зимы и к этому времени прилетают зимующие птицы. (щеглы, снегири, чечетки)
Ребята, многие птички улетели в теплые края,
Как эти птички называются? (перелетные)
А те птички, которые остались зимовать вместе с нами, как называются? (зимующие)
А почему зимующие птицы, остаются с нами? (им есть чем питаться)
Для птиц зима время тяжёлых испытаний! В зимние холода птички,
стараясь согреться, прячутся в укромные места, жмутся друг к другу.
Но не так страшен холод, для птиц, как голод!
К сожалению, пережить зиму удаётся далеко не всем птичкам. Многие их них погибают, из 10 остается только 2 птицы.
Кто скажет, а для чего нужны птицы человеку?
(Птицы приносят нам пользу. Они уничтожают вредителей лесов, полей и огородов (насекомых, личинок, гусениц и семена, и плоды сорняков – вредных растений).
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
С древних времён люди знали, что птицы наши друзья и защитники.
Особенно почитали и почитают, и в наше время, Синичку. (рассматривание синички)
Обратите внимание, что у синички очень густое оперение и желтая грудка.
Посмотрите, какая она маленькая, ловкая, юркая, может забраться в любую щель. Благодаря своим крепким и сильным лапкам с острыми коготками, может передвигаться по дереву вниз головой. У нее очень крепкий клюв, благодаря ему, она может не только пробить кору деревьев, но и разбить скорлупу у орехов.
Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. И многие считали, что Синичка и есть птица счастья!
А кто знает, чем питаются птички синички? (хлебными крошками, орехами, семечками, салом)
Правильно ребята, самое главное лакомство у синичек – это сало. Оно должно быть не соленым. А семечки и орехи не должны быть жареными.
А что должны делать люди, что бы помочь синичкам зимой? (подкармливать)
А еще обязательно вешать кормушки. Слово кормушки произошло от слова корм. Что значит, необходимо в кормушки класть корм.
Ребята, а что нужно делать, чтобы синички прилетели? (читать заклички)
Синичка-невеличка
Прилетай ты к нам
Из чужих краев
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную
Синиченька-сестриченька
Созывай снегирей и лети к нам скорей
Синичек вереница
Летит сюда кормиться!
Насыпем мы для птицы
Семян, зерна, крупицы!
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится.
Поёт не уставая
Синица расписная.
А какие примы вы знаете, про синичку.
-Синица пищит – зиму вещает, холод призывает. (в этот день будет холодно)
-Свистит синица – на ясный день. (сегодня будет солнечный день)
-Синицы утром пищат – на ночной мороз. (ночью будет мороз)
А теперь пора отдохнуть.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
А сейчас приступим к основной работе.
Что вы видите на учебной доске? (дерево и кормушка)
Правильно, на ватмане нарисовано дерево и кормушка, а как вы думаете. Кого здесь не хватает? (синичек)
Правильно, у вас у всех на столе лежат листочки с птичками – синичками. Сейчас каждый возьмет свои карандаши раскрасит птичку в соответствующий окрас, затем возьмет ножницы, вырежет птичку, а затем приклеит на ватман на соответствующее место. Всем понятно? (ответы и вопросы детей)
Приступаем к работе.
(В это время звучит музыка-пение птиц синичек)
Итог занятия:
О какой птичке мы говорили на занятии? (синичке)
О каком празднике шла речь? («Синичкин день»)
Почему он так называется? (прилетают зимующие птицы)
Чем питаются птицы? (орехи, семечки, сало)
Как могут помочь зимой люди? (вешать кормушки и подкармливать птиц).