Татьяна Щукина
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи и ручному труду «Певцы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе по развитию речи и ручному труду : «Певцы весны»
Цель: Обобщение знаний детей о птицах и воплощение их в ручном труде.
Задачи:
Обучающие:
- уточнять и углублять представления детей о птицах родного края;
- упражнять детей в отгадывании загадок;
- закреплять умение дифференцировать птиц на перелётных и зимующих.
Развивающие :
- развивать интерес к жизни птиц;
- развивать мышление, воображение, монологическую речь;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи и ручному труду „Певцы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий по конструированию
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
- развивать творческие способности и мелкую моторику пальцев.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней;
- воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга.
Предшествующая работа:
- беседы с детьми о птицах;
- наблюдения за изменениями в природе весной;
- наблюдения за птицами на участке детского сада;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток на тему: «Природа Поволжья»;
- чтение художественной литературы: Н. Сладков «За окном», К. Ушинский «Ворона и сорока», Л. Толстой «Ласточка и воробей», В. Жуковский «Жаворонок».
- дидактические игры: «Угадай птицу по описанию», «Найди ошибку художника», «Один – много»;
- учили пословицы и поговорки о весне.
Методы:
- игровой;
- метод пояснения;
- метод положительной оценки детей.
Приё мы:
- художественное слово;
- показ образца;
- активизация речевой активности детей;
- показ способа действия;
- оценка ответов детей.
Материал и оборудование:
- предметные картинки «Зимующие и перелётные птицы»;
- аудиозапись «Весенние песни птиц»;
- заготовки туловища птиц из картона;
- прямоугольные листы бумаги.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу вам прочитать стихотворение Ивана Белякова, которое называется «Смех и слёзы».Послушайте внимательно.
За двором на огороде потемнела тропка,
К нам по ней весна приходит осторожно, робко.
Ей на встречу от колодца две сороки скачут.
Детвора шумит, смеётся, а сосульки плачут.
Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение?
Дети: - О весне.
Воспитатель: - А почему потемнела тропка на огороде? Почему плачут сосульки?
Дети: - Потому что солнце стало греть сильнее, снег начал таять. От солнечного тепла стали плакать сосульки.
Воспитатель: - А дети чему радуются?
Дети: - Дети радуются наступлению весны, яркому солнышку. Это значит, что скоро появится трава, проснутся насекомые, расцветут цветы.
Воспитатель: - Правильно ребята. Молодцы! А вы слышали такое выражение – «Весну на крыльях принесли…» О ком оно?
Дети: - О перелётных птицах.
Воспитатель: - Действительно, прилёт птиц – это верный знак, что весна не за горами. А какие ещё приметы и пословицы о весне вы знаете?
Дети: - Матушка – весна, всем красна.
- Увидел грача – весну встречай.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весенний день год кормит.
- Весенний день – что ласковое слово.
Воспитатель: - Какие вы молодцы, сколько поговорок и пословиц вы знаете! А загадки отгадывать умеете?
- Сниться ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали! Это (птица)
- Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
- Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
- Не сверкает опереньем.
Не приятен он на вид,
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. (Соловей)
- На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (Скворец)
- Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)
Воспитатель: - Молодцы! Все загадки отгадали. Теперь, пора отдохнуть.
Физминутка: «Пташечка»
Утром пташечка проснулась,
Потянулась, встрепенулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.
Воспитатель: - Часто про птиц говорят: «Наши пернатые друзья». А почему их так называют? Как вы думаете?
Дети: - Пернатые – это те, у кого есть перья.
Воспитатель: - Правильно, ребята. А почему мы птиц называем нашими друзьями?
Дети: - Потому что они уничтожают вредных насекомых, грызунов. Птицы радуют нас своим пением и мы любуемся их полётом.
Воспитатель: - А вы знаете, что некоторые птицы нашего края улетают на зиму в тёплые края? Как называются такие птицы?
Дети: - Перелётные птицы.
Воспитатель: - Назовите перелётных птиц?
Дети: - Ласточки, скворцы, стрижи, кукушки, грачи, соловьи, жаворонки, утки.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Сколько птиц вы знаете. Но есть птицы, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: - Зимующие птицы.
Воспитатель: - Назовите зимующих птиц.
Дети: - Воробьи, синицы, дятлы, голуби, вороны, сороки.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь мы проверим, какие вы внимательные. Мы поиграем в игру: «Какой птицы не стало?»
(Воспитатель показывает детям несколько изображений птиц. Потом одну убирает. Дети должны отгадать, какой птицы не стало.)
Воспитатель: - Какие вы внимательные, всё правильно отгадали.
Ребята, сегодня день необычный. 22 марта, в день весеннего равноденствия мы каждый год отмечаем древний славянский праздник, который называется «Жаворонки». Именно сегодня из тёплых стран к нам возвращаются птицы. В старину был обычай : дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков:
«Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!»
А взрослые в это время пекли жаворонков из теста, чтобы в доме поселились счастье и весна. Жаворонки раздавали детям и приговаривали: «Жаворонки прилетели – на головку сели», чтобы дети в этом году были здоровыми и счастливыми.
Ребята, а вы хотите, чтобы птицы скорее вернулись к нам из тёплых стран?
Дети: - Да!
Воспитатель: – Давайте сделаем жаворонков из бумаги. У нас уже есть заготовки туловища птиц, нам остаётся только сделать крылья, хвост и собрать птицу. Для этого мы берём два прямоугольных листа бумаги, складываем их гармошкой и вставляем вместо крыльев и хвоста. (Воспитатель поэтапно рассказывает и показывает приёмы складывания листа, объясняет, как нужно вставить крылья и хвост, помогает при необходимости. Во время работы звучит аудиозапись «Весенние песни птиц»).
Воспитатель: - Ребята, вы настоящие волшебники! Из обычной бумаги смогли сделать таких чудесных жаворонков. Теперь все птицы полетят к нам, чтобы радовать нас своими песнями, чтобы мы были счастливыми и здоровыми.