Махруткина Оксана
Конспект НОД в старшей группе «Пасха радость нам несет»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением
-познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника
- развивать ручную умелость, творческие способности, интерес к изучению традиций русского народа;
Ход образовательной деятельности.
Оборудование: заготовки для украшения яиц, музыка для подвижных игр, корзинка с яйцами, куличами, форма для пасхи, платок для игры.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Пасха радость нам несет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Педагог: (заходит с корзинкой, в которой лежат атрибуты к Пасхе)
-Здравствуйте ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам на занятие. (дети перечисляют)
Кто знает, о каком празднике, мы будем с вами говорить? (Пасха)
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.
-А что делают на Пасху? (Ответы детей).
- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.
Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!», то есть христоваться – здороваться.
А теперь послушайте стихотворение про «Пасху»
Проснулась я и слышу -
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется - не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.
("Воскресение Христово" князь Н. Горчаков)
***
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)
***
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)
Вот такие замечательные стихи про Пасху вы прослушали.
О каком времени года говорится в стихотворении? Почему? (весна, т. к Пасха бывает весной)
Чем обмениваются на Пасху? (яйцами)
- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца. (педагог показывает яйца, которые лежат в корзинке)
Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. А почему яйцо можно назвать символом жизни?
Д. : Потому что из него может вылупиться живой птенец.
П. : Конечно, но его не нужно забирать от мамы-курицы, потому что она должна высиживать его и обогревать своим теплом.
Теперь предлагаю, поиграть с яйцами.
Игры с яйцами:
Игра- хоровод «Катись, яичко» :
Дети встают в большой просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.
Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Дети поют:
"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка. "
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
"В кружочек, выходите
И вдвоем для нас спляшите".
«Чье яйцо дольше прокрутится?»
Дети по команде одновременно раскручивают свои крашенки и ждут, чье дольше прокрутится.
П: Что еще вы видите в корзинке?
Д: Куличи.
П: Кулич- это церковный хлеб, круглой формы. Пекут куличи только на Пасху, потому что хлеб всегда считался самым лавным блюдом на столе. В тесто добавляется изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами, которые символизируют Христос Воскрес. А пока хозяюшки пекли куличи, они играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Волшебный платок»
Игра «Волшебный платок».
Дети под русскую народную музыку бегают врассыпную под платком. По окончанию звучания музыки платок опускается, кто остался под платком, тот выбывает.
П: А что же еще у меня лежит в корзинке? (Пасха)
Ещё одно традиционное пасхальное блюдо-это пасха сладкий творог с различными добавками. Пасха выкладывается в специальную форму. Часто ее украшают буквами ХВ, что также означает Христос Воскрес!
П: А теперь предлагаю вам взять один из самых главных символов Пасхи- это заготовку яйца и обвести ее на листе, а затем раскрасить и украсить.
Самостоятельная работа детей (звучит тихая музыка).
В ходе самостоятельной работы оказываю помощь затрудняющимся детям. Во время работы детей слежу за осанкой детей.
Рефлексия.
По окончании работы выходим из – за столов и показываем свои расписные яйца. Ребята, какими получились наши пасхальные яйца? ( ответы детей: красивые, яркие и т. д.) Правильно, они получились дивными, волшебными и красивыми. С каким чувством вы их рисовали? ( ответы детей: с радостью, с хорошим настроением, с воодушевлением и т. д.) Вы все потрудились на славу! Молодцы!
Вот вам яйца расписные
Не простые, золотые!
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает.
Дети обмениваются яйцами.
Итог занятия.
П: О каком празднике мы сегодня говорили?
-Что являются главными символами Пасхи?
-В какое время года бывает Пасха?