Эльвира Овчаренко
НОД в старшей группе ДОУ для детей с общим недоразвитием речи «Звук [Ы] и буква «Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Уточнение правильной артикуляции и произношения звука «Ы».
• Дифференциация понятий «звук - буква».
• Уточнение понятия «гласный звук», «согласный звук»
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие звукового синтеза.
• Развитие слухового и зрительного внимания.
• Упражнение в чтении.
• Составление звуковых схем.
Оборудование:
Темочки:
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Мультимедийная доска, картинки на гласные буквы: У,А,О,И; Буквы М,Н,П,Т,К,Х и А,У,И,О,Ы; цветные карандаши, схемы «место звука в слове», наборы для составления звуковых схем, ноутбуки (игровые, печатная буква Ы по количеству детей.
Ход занятия:
Дети проходят на занятие. Становятся возле своих мест за стульчиками.
Логопед:
С добрым утром!
Начат день.
Срочно прогоняем лень!
На занятье не зевать,
Всем работать, отвечать.
Говорить стараться
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Разбудим наш язычок. Приготовиться к прогулке.
Слайд №1
Артикуляционная гимнастика «СНЕГОВИК»
Слайд №2
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Слайд №3
Посмотрел язык в окно (рот широко открыт, упр-ие «Иголочка» узкий длинный язык)
А на улице бело!
Справа-снег,
Слева-сугроб (упр-ие «Часики» кончик языка двигается вправо-влево)
А вокруг метёт снежок (упр-ие «Вкусное варенье», облизываем губки по кругу)
Слайд №4
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопата», широкий язык высунуть и положить на нижнюю губку)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» язык вверх-вниз)
Слайд №5
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка», следим, чтобы нижняя челюсть не двигалась)
Слайд №6
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка упирается за нижними зубами)
Слайд №7
Стал на саночках кататься (упр-ие «Расчёска» кончик языка остался за нижними зубами, а верхними зубами проводим по языку)
Веселился (упр-ие «Улыбочка», с показам зубов «Заборчик»)
Улыбался (упр-ие «Улыбка»,растягиваем губки к ушкам)
Слайд №8
А потом лепил снежки (Кончик языка упирается в правую-левую щёки)
Превратил снежки в комки (надуть щёки)
Друг на друга положил (сначала надуваем правую щёку, удерживаем несколько секунд, затем воздух переходит в левую щёку, удерживаем несколько секунд)
Слайд№9
Получился Снеговик!
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами миг (зажмурить глазки)
Слайд №10
-«Ты, не тай, мой Снеговик!» (указательным пальцем правой руки качаем из стороны в сторону)
Логопед:
Друзья, обратите внимание на свою картинку (картинки-слова разложены на столах). Возьмите картинку в руки и шёпотом произнесите что нарисовано. Выполните задание.
(Дети проговаривают)
А сейчас сядут только те дети, у которых название картинки начинается на звук А (Садятся дети с названием следующих картинок: Ананас,Арбуз, Аист,Аквариум,Автобус)
Логопед контролирует правильность выполнения. Можно задать вопрос: Почему ты сел (Ребёнок: «У меня картинка на звук А - Аист»)
А сейчас дети, у которых картинки начинаются на звук У. (Утюг, Улитка, Ухо, Ужи)
Затем дети с картинками на звук И, и затем на звук О.
Логопед: Молодцы ребята.
А как называются все эти звуки?
Дети: Это гласные звуки.
Логопед: Почему мы относим их к гласным звукам?
Дети: Мы их поём, не встречают преграды при произнесении и образуются с помощью голоса.
Логопед:
Правильно. Давайте поиграем с гласными буквами.
(на доске слева размещены гласные:А,О,У,И и согласные:М,Н,П,Т,К,Х (эти буквы раннее были изучены детьми)
Нужно выбрать букву о которой я буду говорить и разместить в правой стороне доски.
(Дети по очереди выполняют задание у доски)
А - пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У - надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О – округлив большие губы,
приоткрыл немного зубы,
И - улыбка, весельчак
он смеётся звонко так
Молодцы. Справо у нас гласные буквы. А слева? (Согласные) Почему они называются согласные?
(Мы не можем их петь и тянуть. При произнесении они встречают преграду, и образуются при помощи шума. Бываю твёрдые и мягкие, глухие и звонкие)
Логопед продолжает: Сегодня, ребята мы отправляемся за новым звуком и нас приглашает в гости волшебный гном.
Слайд№11
Гному очень нравилось учить первых людей произносить звуки. И, вот, однажды Гном проснулся, очень сладко-сладко потянулся и произнёс:ЫЫЫ, так он делал всегда и считал, что если этого не делать по утрам, то никакие дела не будут получаться в течение дня.
Слайд №12
Рано утром пошел гулять и случайно заглянул к людям. Люди крепко спали. Но, вот один из них стал просыпаться и тогда,
Слайд №13
Гном слегка коснулся его своим волшебным фонариком, и вдруг, человек стал тянуться руками вверх и при этом произносить ЫЫЫЫ---, так сладко-сладко.
Гном пошел дальше своей дорогой, он был уверен, что у человека теперь тоже будут получаться все дневные дела.
Слайд №14
А первый человек разбудил всех и стал показывать, как он может сладко тянуться ЫЫЫ--- Все люди вслед за ним стали также повторять ЫЫЫ---
Вот так, в речи людей появился звук [Ы]- «потянушка».
Давайте и мы поиграем в «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы.
Если мы его долго можем тянуть, то это какой звук? (Гласный)
Логопед продолжает:
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
• [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
• МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
• Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка
Наш гном принёс нам картинки и просит выбрать лишнюю.
Слайд №15
(дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, петух, дом, кот, панамы, тюльпаны) и проводит игры с картинками:
«Что пропало?»
Слайды № 16,17,18,19,20,21
Логопед: Пора познакомить вас с буквой, обозначающей звук Ы
Слайд№22
Логопед: - Напишите букву Ы в воздухе. А теперь на спинах друг друга.
Я хочу рассказать вам секрет буквы Ы
Как видите,Буква Ы ходит с палочкой увы.
Как старенькая бабушка, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
Вот давайте проверим. Для этого нам нужны помощники улитки.
(Дети раскладывают перед собой пособие «Место звука в слове» или другое по выбору логопеда)
Определяем место звука Ы в словах на слайде.
Слайд№23
Дети называют по порядку слова, определяют место звука Ы в слове и показывают соответствующую схему.
Какую вы улитку не разу не подняли? (Улитку, которая ползёт в начале дорожки)
Логопед:
Ы на вид
Весьма сурова!
Но нисколько не строга.
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но ни я, ни ты, не мы,
Не обходимся без Ы.
И вот ещё один секрет звука [Ы]. Сейчас вам его расскажу, слушайте внимательно: звук [Ы] любит все увеличивать, например:
Слайд№24
Вот один стол. А много это? (СтолЫ)
Вот Один шар, а много это? (ШарЫ)
Вот один гриб, а много это (ГрибЫ)
Физминутка:
Динамическая пауза (выполняют движения по тексту)
Ы-Ы-Ы –гудит наш пылесос (разводят руки в стороны)
Пыль сосет он через нос (пылесосят)
Хочет, чтоб мы жили
В чистоте, без пыли (стряхивают с себя воображаемую пыль)
Логопед: И конечно, друзья, мы должны узнать где же живёт наш новый звук Ы и буква Ы
Открываем ноутбук (можно использовать разрезные кассы для 1 класса) Приготовились к работе.
Нашли букву Ы глазками. Все увидели? Молодцы!
Пусть она познакомится со своими сестричками гласными. Ловим (дети подставляют ладошки)
Логопед: «бросает» А.
Собираем слог и печатаем: (Дети печатают на ноутбуке слог и читают его)
Какой слог у нас получился? (АЫ)
Давайте составим звуковую схему к слогу АЫ
Молодцы. Почему 2 квадратика красного цвета? (2 гласных звука)
(Работа с гласными: У,О,И проходит по тому же принципу.)
А чтобы побыстрее научиться читать мы должны познакомить наш звук Ы и с согласными звуками.
Ловите буквы и составляем слоги: М Ы.
(дети читают МЫ, составляют звуковую схему, объясняя правильность выбора квадратиков по цвету. Потом КЫ,ПЫ,НЫ,ТЫ,ХЫ. И наоборот ЫМ, ЫК, ЫХ,ЫТ,ЫН.)
Логопед: Какой квадратик нам не понадобился? (Зелёный)
Правильно. Вывод: Все согласные с гласным Ы –твёрдые.
Молодцы. Могу назвать вас сегодня умниками и умницами.
Вот мы и подружились с буквой Ы.
И конечно поселим её в наш домик гласных звуков.
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросони.
Логопед размещает букву Ы к гласным на доске.
Итог. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какое задание было для вас трудным? (Ответы детей)
Нам буква Ы приготовила подарок - свою фотографию и попросила подобрать ей костюмчик.
(Дети на листиках разрисовывают букву Ы по своему желанию)
Логопед:
Ребята, спасибо вам за старание,
Занятие закончено. До свидания.