МААМ-картинки

НОД в старшей группе ДОУ для детей с общим недоразвитием речи «Звук [Ы] и буква «Ы»

Эльвира Овчаренко
НОД в старшей группе ДОУ для детей с общим недоразвитием речи «Звук [Ы] и буква «Ы»

Задачи:

• Уточнение правильной артикуляции и произношения звука «Ы».

• Дифференциация понятий «звук - буква».

• Уточнение понятия «гласный звук», «согласный звук»

• Развитие фонематического слуха.

• Развитие звукового синтеза.

• Развитие слухового и зрительного внимания.

• Упражнение в чтении.

• Составление звуковых схем.

Оборудование:

Публикация «НОД в старшей группе ДОУ для детей с общим недоразвитием речи „Звук [Ы] и буква „Ы“» размещена в разделах

Мультимедийная доска, картинки на гласные буквы: У,А,О,И; Буквы М,Н,П,Т,К,Х и А,У,И,О,Ы; цветные карандаши, схемы «место звука в слове», наборы для составления звуковых схем, ноутбуки (игровые, печатная буква Ы по количеству детей.

Ход занятия:

Дети проходят на занятие. Становятся возле своих мест за стульчиками.

Логопед:

С добрым утром!

Начат день.

Срочно прогоняем лень!

На занятье не зевать,

Всем работать, отвечать.

Говорить стараться

Правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Разбудим наш язычок. Приготовиться к прогулке.

Слайд №1

Артикуляционная гимнастика «СНЕГОВИК»

Слайд №2

Зимним ясным деньком

Погуляем с язычком.

Слайд №3

Посмотрел язык в окно (рот широко открыт, упр-ие «Иголочка» узкий длинный язык)

А на улице бело!

Справа-снег,

Слева-сугроб (упр-ие «Часики» кончик языка двигается вправо-влево)

А вокруг метёт снежок (упр-ие «Вкусное варенье», облизываем губки по кругу)

Слайд №4

Взял лопату язычок (упр-ие «Лопата», широкий язык высунуть и положить на нижнюю губку)

И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» язык вверх-вниз)

Слайд №5

По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка», следим, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

Слайд №6

И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка упирается за нижними зубами)

Слайд №7

Стал на саночках кататься (упр-ие «Расчёска» кончик языка остался за нижними зубами, а верхними зубами проводим по языку)

Веселился (упр-ие «Улыбочка», с показам зубов «Заборчик»)

Улыбался (упр-ие «Улыбка»,растягиваем губки к ушкам)

Слайд №8

А потом лепил снежки (Кончик языка упирается в правую-левую щёки)

Превратил снежки в комки (надуть щёки)

Друг на друга положил (сначала надуваем правую щёку, удерживаем несколько секунд, затем воздух переходит в левую щёку, удерживаем несколько секунд)

Слайд№9

Получился Снеговик!

Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)

Другим (мигаем левым глазом)

И двумя глазами миг (зажмурить глазки)

Слайд №10

-«Ты, не тай, мой Снеговик!» (указательным пальцем правой руки качаем из стороны в сторону)

Логопед:

Друзья, обратите внимание на свою картинку (картинки-слова разложены на столах). Возьмите картинку в руки и шёпотом произнесите что нарисовано. Выполните задание.

(Дети проговаривают)

А сейчас сядут только те дети, у которых название картинки начинается на звук А (Садятся дети с названием следующих картинок: Ананас,Арбуз, Аист,Аквариум,Автобус)

Логопед контролирует правильность выполнения. Можно задать вопрос: Почему ты сел (Ребёнок: «У меня картинка на звук А - Аист»)

А сейчас дети, у которых картинки начинаются на звук У. (Утюг, Улитка, Ухо, Ужи)

Затем дети с картинками на звук И, и затем на звук О.

Логопед: Молодцы ребята.

А как называются все эти звуки?

Дети: Это гласные звуки.

Логопед: Почему мы относим их к гласным звукам?

Дети: Мы их поём, не встречают преграды при произнесении и образуются с помощью голоса.

Логопед:

Правильно. Давайте поиграем с гласными буквами.

(на доске слева размещены гласные:А,О,У,И и согласные:М,Н,П,Т,К,Х (эти буквы раннее были изучены детьми)

Нужно выбрать букву о которой я буду говорить и разместить в правой стороне доски.

(Дети по очереди выполняют задание у доски)

А - пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У - надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О – округлив большие губы,

приоткрыл немного зубы,

И - улыбка, весельчак

он смеётся звонко так

Молодцы. Справо у нас гласные буквы. А слева? (Согласные) Почему они называются согласные?

(Мы не можем их петь и тянуть. При произнесении они встречают преграду, и образуются при помощи шума. Бываю твёрдые и мягкие, глухие и звонкие)

Логопед продолжает: Сегодня, ребята мы отправляемся за новым звуком и нас приглашает в гости волшебный гном.

Слайд№11

Гному очень нравилось учить первых людей произносить звуки. И, вот, однажды Гном проснулся, очень сладко-сладко потянулся и произнёс:ЫЫЫ, так он делал всегда и считал, что если этого не делать по утрам, то никакие дела не будут получаться в течение дня.

Слайд №12

Рано утром пошел гулять и случайно заглянул к людям. Люди крепко спали. Но, вот один из них стал просыпаться и тогда,

Слайд №13

Гном слегка коснулся его своим волшебным фонариком, и вдруг, человек стал тянуться руками вверх и при этом произносить ЫЫЫЫ---, так сладко-сладко.

Гном пошел дальше своей дорогой, он был уверен, что у человека теперь тоже будут получаться все дневные дела.

Слайд №14

А первый человек разбудил всех и стал показывать, как он может сладко тянуться ЫЫЫ--- Все люди вслед за ним стали также повторять ЫЫЫ---

Вот так, в речи людей появился звук [Ы]- «потянушка».

Давайте и мы поиграем в «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы.

Если мы его долго можем тянуть, то это какой звук? (Гласный)

Логопед продолжает:

Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

• [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

• МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

• Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка

Наш гном принёс нам картинки и просит выбрать лишнюю.

Слайд №15

(дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, петух, дом, кот, панамы, тюльпаны) и проводит игры с картинками:

«Что пропало?»

Слайды № 16,17,18,19,20,21

Логопед: Пора познакомить вас с буквой, обозначающей звук Ы

Слайд№22

Логопед: - Напишите букву Ы в воздухе. А теперь на спинах друг друга.

Я хочу рассказать вам секрет буквы Ы

Как видите,Буква Ы ходит с палочкой увы.

Как старенькая бабушка, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

Вот давайте проверим. Для этого нам нужны помощники улитки.

(Дети раскладывают перед собой пособие «Место звука в слове» или другое по выбору логопеда)

Определяем место звука Ы в словах на слайде.

Слайд№23

Дети называют по порядку слова, определяют место звука Ы в слове и показывают соответствующую схему.

Какую вы улитку не разу не подняли? (Улитку, которая ползёт в начале дорожки)

Логопед:

Ы на вид

Весьма сурова!

Но нисколько не строга.

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но ни я, ни ты, не мы,

Не обходимся без Ы.

И вот ещё один секрет звука [Ы]. Сейчас вам его расскажу, слушайте внимательно: звук [Ы] любит все увеличивать, например:

Слайд№24

Вот один стол. А много это? (СтолЫ)

Вот Один шар, а много это? (ШарЫ)

Вот один гриб, а много это (ГрибЫ)

Физминутка:

Динамическая пауза (выполняют движения по тексту)

Ы-Ы-Ы –гудит наш пылесос (разводят руки в стороны)

Пыль сосет он через нос (пылесосят)

Хочет, чтоб мы жили

В чистоте, без пыли (стряхивают с себя воображаемую пыль)

Логопед: И конечно, друзья, мы должны узнать где же живёт наш новый звук Ы и буква Ы

Открываем ноутбук (можно использовать разрезные кассы для 1 класса) Приготовились к работе.

Нашли букву Ы глазками. Все увидели? Молодцы!

Пусть она познакомится со своими сестричками гласными. Ловим (дети подставляют ладошки)

Логопед: «бросает» А.

Собираем слог и печатаем: (Дети печатают на ноутбуке слог и читают его)

Какой слог у нас получился? (АЫ)

Давайте составим звуковую схему к слогу АЫ

Молодцы. Почему 2 квадратика красного цвета? (2 гласных звука)

(Работа с гласными: У,О,И проходит по тому же принципу.)

А чтобы побыстрее научиться читать мы должны познакомить наш звук Ы и с согласными звуками.

Ловите буквы и составляем слоги: М Ы.

(дети читают МЫ, составляют звуковую схему, объясняя правильность выбора квадратиков по цвету. Потом КЫ,ПЫ,НЫ,ТЫ,ХЫ. И наоборот ЫМ, ЫК, ЫХ,ЫТ,ЫН.)

Логопед: Какой квадратик нам не понадобился? (Зелёный)

Правильно. Вывод: Все согласные с гласным Ы –твёрдые.

Молодцы. Могу назвать вас сегодня умниками и умницами.

Вот мы и подружились с буквой Ы.

И конечно поселим её в наш домик гласных звуков.

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросони.

Логопед размещает букву Ы к гласным на доске.

Итог. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какое задание было для вас трудным? (Ответы детей)

Нам буква Ы приготовила подарок - свою фотографию и попросила подобрать ей костюмчик.

(Дети на листиках разрисовывают букву Ы по своему желанию)

Логопед:

Ребята, спасибо вам за старание,

Занятие закончено. До свидания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе ДОУ для детей с общим недоразвитием речи «Звук [Ы] и буква «Ы»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 16:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД