Наталья Ефимова
НОД в старшей группе «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания детей о том как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие-«Дикие животные». Учить детей различать следы животных.
Задачи:
образовательные: сформировать представление об особенностях жизни диких животных в зимнее время;
Публикация «НОД в старшей группе „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность; воспитывать и развивать у детей природоохранительные умения и навыки правильного поведения в природной среде.
развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей; развивать умение слушать партнёра, считаться с его суждением.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов о животных, чтение художественной литературы о природе, загадывание загадок, беседы о правилах поведения в природе, рисование животных.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных. Изображение следов животных.
Ход совместной образовательной деятельности
Воспитатель:
Ребята послушайте внимательно стихотворение.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
Ответ детей
Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?
Ответ детей
Воспитатель: После, какого времени года к нам приходит зима?
Ответ детей
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?
(деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду.)
Воспитатель: Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?
Ответ детей
Воспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?
(Потому-то, что он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано.)
Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?
(Потому, что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег).
Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,
Почему?
(Потому, что кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.)
На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т. е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора.
Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?
Дети: В лесу живут: волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, дикий кабан т д.
Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом? (Дикие.)
Воспитатель: А почему их называют дикими?
(Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. И самостоятельно заботятся о своем потомстве.)
Воспитатель: Ребята,а давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как зимуют в лесу дикие звери (Ответ детей)
Воспитатель: Ребята, а если мы отправимся в зимний лес какие правила поведения мы должны выполнять, давайте их вспомним
(нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.)
Воспитатель: А на чём можно добраться до зимнего леса? (на лыжах)
Мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.
- Думаю нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.
- Что нам нужно надеть?
(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)
Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки. Ребята идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.
(Дети встают и под «хруст снега» имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика)
Сколько здесь много снега. Лес, как будто, спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Давайте присядем на старое поваленное дерево (скамейки) и отдохнём. Посмотрите, а на поваленных деревьях тоже лежит снег. Давайте, возьмем его в руки, положим на ладонь и сдуем его (дыхательное упражнение). Ну, а теперь, сядем.
1. Ребята, чьи это следы?
Ответы детей.
- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
(Заяц)
(Воспитатель показывает картинку с изображением зайца.)
Воспитатель: Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, кто здесь под елочкой сидит (Это зайчик).Не бойся маленький,мы тебя не обидим. Ребята,он наверное кого-то испугался и под елкой спрятался. Давайте посмотрим,может ещё чьи-то следы увидим.
2. Смотрите! А вон там, чьи-то следы!
(появляется изображение следов белки)
- Как вы думаете, чьи это следы. Кто это?
Ответы детей.
- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
(Воспитатель показывает картинку с изображением белки.)
Воспитатель: Как называется домик белки (Дупло).
Воспитатель: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
3. Ещё чьи-то следы
Как вы думаете, чьи это следы?
Ответы детей.
- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:
Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки?
(Лисица)
(Воспитатель показывает картинку с изображением лисы.)
Воспитатель: Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.
4. Ребята, чьи это следы?
Ответы детей.
(Включить запись воя волков)
Воспитатель: - Что это, дети?
Это воют волки.
(Воспитатель показывает картинку с изображением волка)
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под ёлкой. Он волков напугался.
Дети, сидите тихо, а то волки придут сюда. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
5. (Воспитатель показывает изображение берлоги медведя)
- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).
Воспитатель: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун. (Воспитатель показывает картинку изображением медведя – шатуна) и включает звукозапись рева медведя.
Воспитатель: – Такой проснувшийся зимой медведь очень опасен.
Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.
Барсук, еж, суслик.
Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.
6. Вот ещё чьи-то следы? Как вы думаете, чьи они (Это следы лося)
— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Поэтому люди помогают лосям и другим травоядным животным выжить зимой в лесу устраивают для них «столовые», подкармливают животных сеном,ветками и рассыпают соль, это лакомство для лосей.
Воспитатель: Ну, вот по лесу погуляли, свежим воздухом подышали. Ребята давайте зайчика вернем под ёлочку. Но сначала сделаем для него угощение. (Лепка из пластилина морковок) Не будем тревожить лесных зверей. Пора возвращаться в класс
(Дети под звукозапись «хруст снега» имитируют езду на лыжах.)
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, снимайте лыжи и теплую одежду.
Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. (Ответы детей)
Теперь можно и поиграть.
Физкультурная минутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе, наклон вперёд)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Коллаж «Как живут звери в лесу»
Цель: закрепить знания о животных и их повадках.
Ватман с изображением зимнего леса. На столе картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д. ) Предложить детям наклеить картинку с животным, согласно с его образом жизни зимой. Например: медведя в берлогу; белку на дерево, возле дупла; ежа в норку, зайца возле куста и т. д. Когда коллаж будет готов, обсудить с ребятами чем же занимается каждое животное на картине. (выполнение задания детьми)
Воспитатель подводит итог - Вот теперь, ребята, я вижу, что вы хорошо знаете диких животных, которые обитают в лесу. Знаете их следы, повадки, чем питаются.