Марина Абдуллаева
НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей дошкольной группе «Музыкальный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель Абдуллаева М. В.
Задачи: способствовать умению детей определять жанр, характер музыки, средства музыкальной выразительности, формировать их певческие навыки, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которого связано с миром сказки, фантазии, волшебства, развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух, развивать творческое воображение посредством музыкально – ритмических движений и оркестровки классического произведения. Прививать интерес к классической музыке, музыкальной культуры и желание её слушать.
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей дошкольной группе „Музыкальный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование и материал: проектор, телевизор, свечи, газовые платки, элементы костюмов Гномов, волшебный сундучок, гармошки оригами на каждого ребенка, театральные куклы на деревянных лопатках - братья Мажор и Минор, игрушка Баба Яга, «театр ног», цветы и бабочки для «хора рук», детские музыкальные инструменты.
Ход НОД: В затемненном зале дети накрывают себя платком-паутиной и замирают. Исполняется танцевальная миниатюра «Пробуждение леса» (голос в записи): «Однажды злая колдунья заколдовала прекрасный лес. Она не любила цветы, её раздражало пение птиц и шорох листвы. Лес заснул на триста лет. И вот мимо леса пролетала маленькая фея. Она увидела засохшие деревья, покрытые паутиной, непроходимые пыльные заросли. Фее стало жаль лес, она достала свою маленькую флейту и заиграла. (Звучит живая музыка в исполнении девочки - флейтистки из Детской школы искусств.) Дыхание наполнило лес, и лес ожил. Деревья расправили свои ветви, к солнцу потянулись распустившиеся листья, цветы. Зашелестела на ветру трава, появились первые звуки: шорох, шелест, треск, звон, чириканье, чьи-то шаги. Где-то взмахнула крылом птица, запорхали бабочки, зажурчал ручей. Медленно рассеивался туман, движение наполняло лес, прогоняя сон. Рухнули чары злой волшебницы».
Исполняется танец с газовыми платками и полотнами.
По окончании танца дети рассаживаются на стулья.
Звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля», входят Гномы с сундуком.
М. р. : Здравствуйте, уважаемые Гномы! Извините, если мы вас потревожили…
Гномы: Приветствуем вас, гости сказочного леса!
Вы не побоялись прийти сюда, значит, вы смелые, храбрые, и наверняка добрые…
Поэтому мы хотели бы подарить вам этот волшебный сундучок.
В нем хранили свои секреты
Еще наши пра-прадеды…
Сундучок чтоб вам открыть,
Нужно музыкальным быть!
М. Р. : Ребята, а мы хотим открыть сундучок? (Ответы детей). Тогда придется доказать, что мы с вами действительно музыкальны…Готовы? (Ответ детей).
На мониторе – презентация по музыкальной грамоте. (Дети правильно отвечают на музыкальные вопросы).
Гномы: Вы доказали, что любите музыку, сундук теперь ваш, он поможет пополнить знания!
Звучит «волшебная» музыка, сундук открывается.
М. р. : Уважаемые Гномы, оставайтесь с нами! И давайте поприветствуем друг друга.
Проводится игра с пальчиками «Привет» под музыку Л. Делиба. Дети рассаживаются по кругу на ковре, играют с пальчиками.
Посмотрим, что же в этом таинственном сундуке!
Из сундука достается гармошка (оригами) из цветной бумаги на каждого ребенка.
М. р. : Посмотрите, что это? (Гармошка). Это необычная гармошка…
Хотите поиграть?
Проводится музыкально – дидактическая игра «Гармошка - говорушка». Давайте с вами пофантазируем во что может превратиться эта гармошка в зависимости от того, музыка какого танца будет звучать. Если звучит ПОЛЬКА – гармошка превращается в юбочку; если это МАЗУРКА – в веер; ПЛЯСОВАЯ – гармошка; а когда вы услышите ВАЛЬС- это будет бабочка. Будьте внимательны!
М. р. : Таким образом, мы с вами вспомнили разновидность одного из музыкальных жанров. Какого? (Танец). Посмотрим, что же лежит в сундучке?
Достается картинка веселого и грустного клоунов.
М. р. : Кто это, ребята? (Братья Мажор и Минор).
А что любят делать Мажор и Минор? (Мажор любит веселиться, а
Минор – мечтать).
(Воспитатель и Музыкальный руководитель разворачивают «ширму», дети заходят за нее и надевают на ноги вязаные гетры с мордашками клоунов (веселого и грустного, садятся на приготовленные стулья или кубы, «ширму» поднимают выше колен.)
Тихо музыка звучит,
Будто ручеёк журчит,
Чуть печальна и грустна,
Словно шёпот ветерка.
Нежно, плавно звуки льются,
Не кричат и не смеются,
В них не слышится задор.
Эта музыка —… минор.
В плавном танце мы пойдём
И покружимся вдвоём.
Если всё нам удаётся,
Даже музыка смеётся,
Звонко, весело играет,
Поплясать нас приглашает.
Будете вы танцевать,
Хлопать, бегать и скакать.
Радость, счастье и задор,
Эта музыка -…мажор.
(Автор: М. В. Сидорова)
(Обращается к детям за «ширмой»). А сейчас внимательно слушайте музыку и двигайтесь тогда, когда звучит ваш лад – мажорный или минорный.
Исполняется танец ног (мажор- «Полька» C. Рахманинова; минор- «Адажио» Д. Штейбельта).
Из сундучка достается сверток, не разворачивается и не показывается предмет.
М. р. : Друзья, музыка нам подскажет, что это за предмет!
Слушание пьесы «Баба Яга» П. Чайковского из «Детского альбома».
Дети узнают произведение.
М. р. : Правильно, Баба Яга. Скажите, что рассказывает музыка о Бабе Яге? (Ответы детей). Молодцы, в самом деле Б. Я. идет прихрамывая, затевая что – то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Б. Я. что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, Б. Я. несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует…и вдруг пропадает.
Ну – ка, посмотрим, помогла ли нам отгадать эту загадку музыка. (Разворачивает сверток. Показывает игрушку Б. Я.). Действительно, это Б. Я. Давайте с вами изобразим, как Б. Я. собирается в путь.
Фонопедическое упражнение «Что случилось?» (по методу В. Емельянова):
Что такое? Что случилось?
Где-то что-то провалилось? «Бух!»- в низком регистре
Где-то что-то взорвалось? «Ба – бах!» - первый слог низко, второй – как можно выше.
Расплескалось? «Буль-буль.» - на одном дыхании.
Растряслось? «Тр-р-р.» - подъем и опускание звука по показу рукой.
Зашипело, «Ш-ш-ш…».
Заскрипело, Скрипучий звук /а…/ на связках.
Забурлило, «Бл-л-л.»
Заскулило, «У-у-у.» - глиссандо сверху вниз
Зарычало, «Р-р-р.»
А потом опять сначала.
М. р. : Ребята, скажите, пожалуйста, а кто же написал произведение «Баба Яга»? (П. И. Чайковский).
Дети читают стихи:
1. Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
2. Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
3. Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге,
4. Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
(С. Дроздова).
Исполняется песня «Если мы дружим с музыкой с детства» муз. Й. Гайдна.
Достается цветок из сундука.
М. р. : Если вышел дирижер,
Значит, будет петь и хор.
Только не словами,
А жестами, руками…
Исполняется Хор рук.
М. р. : Давайте посмотрим, осталось ли что – нибудь в сундуке? Да это же музыкальные инструменты!
Звучит оркестр детских музыкальных инструментов в исполнении детей («Турецкое рондо» В. А. Моцарта).
М. р. : Спасибо вам, ребята, за плодотворную встречу! Вам понравился волшебный сундучок? (Ответы детей). Что мы с вами сегодня делали с его помощью? (Подводится итог НОД, раздаются наклейки детям).
Исполняется «Прощальная» песня.