Наталья Носкова
НОД «Сказочная Гжель» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) и изобразительному творчеству для детей подготовительной группы. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о декоративно-прикладном творчестве, развитие интереса к лепке из солёного теста. Материал будет полезен воспитателям, детям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям.
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция.
Задачи:
Образовательные:
• Приобщать детей к народно-декоративному искусству в условиях практической и творческой деятельности.
• Закреплять представления детей о народных промыслах: Дымково, Городец, Хохлома.
• Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла.
• Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубые цвета, кайма.
• Обогащать знания детей и умение лепить простейшие элементы узора (роза, лепестки, капельки, волнистые линии).
• Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма).
Развивающие:
• Развивать интерес к декоративно прикладному искусству.
• Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
• Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов.
• Развивать чувства формы, симметрии.
• Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.
• Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем.
• Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
Образовательные области:
• Художественно эстетическое развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
Методы:
• Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций).
• Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово).
• Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности).
• Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование:
• Изделия народных промыслов: дымковская барыня, деревянные ложки, доски.
• Демонстрационный материал: элементы гжельской росписи, иллюстрации к сказке «Голубая гжель».
• Гжельская посуда : чайник, ваза, сахарница, масленка, чашки, тарелки.
• Предметы посуды- сервиз из солёного теста.
• Солёное тесто синего цвета, салфетки, доски.
• Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:
-Знакомство с народными промыслами: Дымково, Городец, Хохлома.
-Лепка детьми посуды из солёного теста.
-Рассматривание альбомов «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Небесная Гжель» И. А. Лыкова.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы догадаетесь сами.
Сегодня утром почтальон принес в нашу группу посылку.
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
А что в ней, вы узнаете, если послушаете стихотворение.
Воспитатель:
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
(Дымковская барыня)
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
Дети находят предметы и называют народный промысел, материал, из которого сделан предмет.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте ещё одно стихотворение и найдите предметы, о которых говорится в нём.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
(Дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами. (Сказка сопровождается демонстрацией наглядного материала.)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду.
- Как бы украсить такую затейливую посуду? - подумали мастера.
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.
Другой мастер услышал сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Лепили гжельские мастера животных и птиц и даже часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!
Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнём и покажем, какую посуду лепили гжельские мастера.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Самый излюбленный узор – гжельская роза, по краям изделия-кайма.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись.
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Беседа по сказке.
- О каком промысле эта сказка?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель. Дети, пришло время и вам стать народными умельцами.
(воспитатель поднимает скатерть).
«Да это же посуда, которую вы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки, чайник. А все вместе это называется одним словом – сервиз».
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек».
Воспитатель:
В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который соответствует рисунку.
Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи солёного синего теста.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы) .
Воспитатель: Элементы узора на предметах сервиза могут быть одинаковыми и разными. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (на капельку).
Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.
Какими ещё элементами можно украшать посуду? (полосочками, сеточкой).
Чем украшены края посуды? (каймой).
Приготовьте свои ладошки, покажем гжельскую розу.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Воспитатель: Дети, будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, вам поможет песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»).
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывает индивидуальную помощь.
Если дети устают, проводится физкультурная пауза.
Раз-два, раз-два, наши дети мастера.
Сели, встали, сели, встали,
Мы работать не устали.
Ручки-хлоп, хлоп, хлоп,
Ножки-топ, топ, топ.
Раз-два, раз-два, наши дети мастера.
В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Воспитатель: Вы все украсили по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз.
Потрудились вы на славу! Вижу я, что вы и вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Давайте вспомним, какие виды посуды изготавливают гжельские мастера. Назовите, что вы запомнили.
Дети: чайники, супницы, сахарницы, игрушки, чаши, вазы, подносы…
Воспитатель: вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель.
Воспитатель: у русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
Список литературы:
1. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М. : Скрипторий, 2008.
2. И. А. Лыкова. -М. :Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
3. Народное искусство детям «Сказочная Гжель», Мозаика Синтез, 2015.
4. «Небесная лазурь» : М. А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. СПб. 2006.
Наглядно - дидактический материал
1. «Гжель» : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/-Е. :Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
2. «Гжель» : наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т. Н. А. Н. Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.
3. «Небесная гжель» : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. -М. :Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
Интернет ресурсы:
1. Этап Гжельской росписи files.school-collection.edu.ru.
2. Народные промыслы: стихи//https:festival.1september.