Ирина Устимова
Конспект НОД в подготовительной группе «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать понятие: лес – наше богатство. Уточнить и расширить знания об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к лесу, учить различать и называть растения. Формировать навыки поведения в природе, стремление заботиться о животных и растениях, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц и животных.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о природе Мордовии.
2. Чтение рассказов и сказок мордовских и русских писателей.
3. Рассматривание иллюстраций и слайдов о природе.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Заучивание стихов, загадок о лесе и его обитателях.
Методические приемы: беседа, художественное слово, физминутка, дидактическая игра, наблюдения, подвижная игра.
Материал: макеты деревьев, иллюстрации о природе, картинки с изображением растений, животных, птиц, грибов, слайды с изображением леса.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель вращает в руке солнышко, проходя с детьми в группу :
- Куда нас солнышко зовет?
- Оно приглашает в группу.
- У нас гости! Доброе утро! Давайте улыбнемся друг другу и гостям, и пусть эти улыбки согревают нас своим теплом.
- Дети, я приготовила вам музыкальную загадку. Послушайте и отгадайте ее. (звучит музыка).
А теперь скажите, что вы чувствуете, когда слушаете эту музыку, о чем в ней говорится? (ответы).
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысячи колонн,
Над колоннами шатры,
Под колоннами ковры
Тут живут и на коврах,
На колоннах, и в шатрах. (Лес)
Воспитатель: Да, ребята – это лес. Сегодня, мы с вами поговорим о лесе.
Мордовия богата лесами. Лес – наше богатство и золото наше.
Разные звери, лечебные травы.
Там много птиц и ягод полно.
Воздух свежий и дышать легко.
Посмотрите, здесь тропинка. Она ведет в лес. Давайте отправимся по ней.
(дети идут «змейкой» и поют) По лесной тропинке весело пойдем,
И в лесную чащу сразу попадем.
Реки и поляны, рощи и леса,
Богата и прекрасна мордовская земля.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто нас встречает?
Дети: Это лесник.
Воспитатель: Кто такой лесник? (ответы детей)
А теперь представьте, что лесник – это я. 1, 2, 3 – повернись, в лесника превратись. (воспитатель одевает фуражку лесника).
Здравствуйте, дети! Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт.
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришли в мой дом
Чудеса увидишь в нем.
Лесник: А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? Поиграем в игру «Можно – нельзя». Слушайте внимательно и отвечайте вместе.
1. Ходить в лесу по тропинкам… (можно)
2. Ходить по траве, где попало (нельзя)
3. Собирать в лесу грибы (можно)
4. Вырывать их с корнем (нельзя)
5. Слушать пение птиц (можно)
6. А шуметь в лесу, включать громко музыку (нельзя)
7. Наблюдать за муравьями (можно)
8. А разрушать муравейники (нельзя)
9. А можно брать детенышей диких животных домой … (нельзя). Почему? Потому что лес – это родной дом зверей и создать дома такие же условия, как в лесу – очень трудно. Животные не смогут жить с человеком).
Молодцы! Я вижу, вы знаете правила поведения в лесу. Ведь человек в гостях у природы. Ой, слышите, что это за шум? (звучит музыка «журчание
родника»). Да это родничок пробился сквозь землю. Как приятно в погожий, солнечный денек отдохнуть у родника! Давайте и мы с вами присядем. (дети садятся). Я не один здесь живу, со мной мои друзья – растения и животные. А вот кто – отгадайте:
Есть у людей зеленый друг, веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук, и тысячи ладошек. Кто это? (Дерево)
- Какие деревья вы знаете? (ответы)
(выставляются картинки деревьев)
- Чем деревья похожи, и чем отличаются? (У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками – хвоей, называются хвойными).
Лесник: Ребята, а когда в лесу растет какой – то один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только березы? (ели, сосны, осины, дубы, тополя, сосны). Посмотрите, здесь у меня «волшебное зеркало». Я покажу вам лес. (показывает слайды с изображением леса). Засиделись вы, устали, проведем разминку.
Физминутка
В лес гулять мы пойдем (маршируют на месте)
Вброд ручей перейдем (шагают, высоко поднимая колени)
Небывалой красоты у ручья растут цветы. (поднимают руки, тянутся)
Посмотри по сторонам, что же лес подарит нам?
(ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)
Наклонись, сорви малинку и клади ее в корзинку (наклоняются)
Крепкий беленький грибок мы положим в кузовок (выполняют приседания)
(дети садятся)
Лесник: Есть такая пословица: «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (ягодами, грибами).
Какие лесные ягоды вы знаете? (земляника, брусника, малина, ежевика, костяника дети выставляют картинки).
А из чего можно заварить вкусный лесной чай? (душица, зверобой, мята и т. д. – выставляются картинки). Какие грибы можно найти в лесу? (грузди, подосиновики, подберезовики, сыроежки, опята, маслята, рыжики, волнушки). Назовите ядовитые грибы. (мухомор, бледная поганка, ложные опята). Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
Дидактическая игра «Грибы»
Подвижная игра «Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох, вырос мох, мох,
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб
Кто найдет его друзья? Я.
(звучит фонограмма «птичьи голоса»). Молодцы! Хорошо играли. Даже птицы
радуются вместе с вами. Какие же птицы живут в лесу? Назовите их? (ответы детей). Проводится дидактическая игра «Зимующие – перелетные».
Какая польза от птиц для леса? (ответы детей). Молодцы! А вспомните теперь животных, обитающих в лесу.
Дидактическая игра «Угадай животное по описанию»
Лесник: Я надеюсь, что вы поняли, что лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растения и жизни животных, ведь в природе все взаимосвязано. Так, почему же мы говорим, что лес наше богатство? (дети говорят)
1. Лес не только для нашей забавы
Он богатство для нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
2. Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата
Березняк иль малинник густой.
3. А уж сколько орехов и ягод
Так, пожалуй, считать не сочтешь.
Свято помни, что лес – наша радость
Вместе с лесом и сам ты растешь.
4. Будем лес любить, оберегать
Будем взрослым в этом помогать
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки.
Лесник: Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим лесным друзьям. А теперь пришла пора прощаться, а вам в детский садик возвращаться. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя.
Воспитатель: Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, что мы сегодня узнали?
(подводится итог занятия)
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Дошкольное воспитание – 2007г. № 2, 1990г. № 5, 1991г. № 2, 3.
2. В. В. Коноваленко «Развитие связной речи», М. ,2003г.
3. Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей», Ярославль, 1997г.
4. З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом», М., 2008г.
5. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников», М. ,2005г.
6. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет», Воронеж, 2002г.
7. Л. И. Глизерина «Природа – наш дом», Йошкар – Ола, 1996г.
8. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», Волгоград, 2008г.