Крестьянинова Жанна
НОД «В гостях у Капитоши»
▼ Скачать
Цель:
- расширять экологические знания детей: формирование знаний о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель); о процессе фильтрации воды;
- продолжать учить детей проводить опытно – экспериментальную деятельность, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать друг другу в практической деятельности.
Задачи:
- организовывать деятельность детей по ознакомлению со свойствами воды с помощью игр, лабораторных опытов, творческого задания;
-осуществлять контроль за деятельностью детей посредством наглядного дидактического материала;
Публикация «НОД „В гостях у Капитоши“» размещена в разделах
- создать условия для совершенствования навыков проведения лабораторных опытов, умения работать с прозрачной посудой, с растворами, соблюдения необходимых мер безопасности; умение работать в группах, отстаивать собственное мнение;
-способствовать развитию и обогащению словаря существительными, прилагательными по теме занятия.
Демонстрационный материал: стеклянные стаканы, палочки, фильтровальная бумага (бумажные салфетки, вещества, которые растворяются в воде – мука, крахмал, сахарный песок, соль; растительное масло; плоскостные фигурки – капельки.
Раздаточный материал: стаканы с водой, маленькие ложки, тарелки с растворяющимися веществами, тетради, цветные карандаши.
Организация детей на занятие: все занятие базируется на экспериментальной деятельности детей, поэтому провожу его по подгруппам не более 10 человек. На детях надеты фартуки.
Ход НОД:
Воспитатель: «Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь,
отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы
Кто нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без…
Дети: Воды!
Воспитатель: Правильно, дети! Поговорим о воде. Вспомним, что мы знаем о воде, узнаем новое, будем играть, рассуждать, занимать в нашей лаборатории. А сейчас давайте поиграем.
Воспитатель: - Дети, представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.
- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю: попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за ручки по 3 человека). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им долго не гулять, вернуться домой. А тут солнышко пригрело, стали капельки легким, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стулья).
Презентация: «Где встречается вода?»
(Обращаю внимание детей на картинки, на которых изображена река, море, океан, море, озеро, болото, родник. Дети отвечают на вопросы: Какая бывает вода в природе? (поочередный показ).
Дети: - Вода бывает соленая – в море, океане – морская, океаническая.
В реках, озерах, родниках, болотах (речная, озерная, родниковая,
болотная вода».
Воспитатель: - Ребята, какая течет вода в реке, озере, роднике, болоте в отличии от воды морской. - Да, это пресная вода.
Дети: - Бывает вода спокойная (в равнинных реках, и бурная (в горных реках, в морях, океанах во время шторма, бури). Бывает вода питьевая, вода для питья обязательно должна быть чистой.
Воспитатель: - Дети, вода – это жидкость и одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Дети, прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: - не шуметь – этим мы мешаем друг другу
- слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта.
- осторожно обращаться с приборами
- закончив наблюдение, сделать вывод
- после проведения опыта привести в порядок рабочее место.
Воспитатель: Молодцы! Все привила вы помните. Проходите за столы и приступим к проведению опытов. Вы все сегодня «ученые», а я вам – руководитель.
- дети, в эти стаканчики я налила обычную питьевую воду (показываю). Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды.
- а теперь сквозь воду в стакане я посмотрю на игрушки, на вас – сделайте тоже самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
Дети высказывают свое мнение: вода немного изменяет предметы, но их видно хорошо.
Вместе с детьми формируем одно из свойств воды: чистая вода прозрачная.
Воспитатель: - А сейчас возьмите другие стаканчики, обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что стаканы все разные: одни высокие и узкие, другие – широкие и низкие, третья – округлые «пузатые».
- Ребята, на ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Положите их в разные стаканчики. Они остались такими же?
- Да, правильно, форма кубика и шарика остались те же, независимо от стакана, в котором они находились. А вот с водой совсем по – другому!
- Давайте перельем воду из стакана в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Делаем с детьми вывод: в отличии от твердых предметов, воде не имеет собственной формы. Она приобретает форму того предмета, в который ее наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.
Воспитатель: - Предлагаю детям нарисовать этот опыт в тетрадях для опытов, обсудив, что они должны изобразить. Помогаю отдельным детям.
- Сейчас мы немного отдохнем – Физкультминутка! Игра «Дождик»
(дети стоят в кругу) дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой) – на цветы (круговые движения правой рукой) и на дорожку (обе руки перед собой) – льется, льется ой-ой-ой (покачивание головы) – побежали мы домой (бег на месте).
С помощью опыта определяем с детьми еще одно свойство воды. Вода – растворитель.
- Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной.
- Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.
- Масло не растворяется в воде. Оно плавает в воде сверху желтыми капельками.
Воспитатель: - А теперь попробуем воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из бумажной салфетки, вырезанной кругом и вложенной в воронку (показываю).
Дети выполняют самостоятельно после показ воспитателя. По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:
- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому, что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла
- хуже всего отфильтровывать сахар, соль. Они хорошо растворились в воде. На фильтре собрались крошки, которые были в сахаре и соли
- после фильтрования раствора с мукой и крахмалом в очищенной воде остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр, большая часть муки и крахмала остались на самом фильтре.
Дети делают рисунок опытов в своих тетрадях. Помогаю нуждающимся детям.
Рассказ воспитателя о том, как очищают воду, которая поступает через кран в нашем доме.
Под веселую музыку (звучит аудиозапись) вбегает ребенок (в костюме капельки).
Воспитатель: - А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: - Я – капелька!
Воспитатель: - Как тебя зовут?
Девочка: - Меня зовут Капитошка!
Воспитатель: - А зачем ты к нам пришла?
Девочка: - Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: - У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички – капельки? (дети дают утвердительный ответ).
Воспитатель: - Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят нам всем.
Дети идут по группе и делают остановки:
- первая – уголок природы – растения. Дети – цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода
Воспитатель: - Правильно, ребята! Приклеиваем сюда капельку!
- вторая остановка- аквариум: для рыбок нужна чистая свежая прозрачная вода. Приклеиваем капельку
- третья остановка – мойка для посуды: помощнику воспитателя требуется много воды, чтобы мыть посуду, полы вытирать пыль, убираться в группах. Приклеиваем капельку.
Дети останавливаются в игровом уголке, в гигиенической комнате у столы, где стоит кувшин с питьевой водой. Они рассказывают, почему здесь тоже надо приклеить капельку воды. Девочка Капитошка внимательно слушает, хвалит детей и вместе делают вывод: в нашей группе сестрички – капельки живут всегда и приносят большую пользу людям. Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает в наш детский сад. Эти труды называются – водопроводными (дети повторяют). Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться, купаться – нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран, вода – наше богатство.
Дети по очереди:
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
- В луже, в речке, в океане
И в водопроводном кране.
- На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
- Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Капитошка : - Без меня вам не умыться, не наестся, не напиться!
Смею вам я доложить
Без меня вам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – ВОДА!
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Видишь, Капитошка, наши ребята много знают о твоих сестричках – капельках, о воде!
Каптошка: - Спасибо, ребята! На память о себе дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном отношении к ней (вынимает каждому ребенку капельку).
На этом наше занятие окончено!