Ксения Свечникова
НОД «Удивительная Африка» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия предназначен для ознакомления детей младшей группы с животным и растительным миром Африки, особенностями материка. Цель: расширять знания детей о животных жарких стран.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «НОД „Удивительная Африка“ в младшей группе» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- уточнять и расширять кругозор детей о природных зонах, жизни животных Африки; учить называть животных и их детенышей;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- продолжать учить высказывать собственные суждения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к представителям живой природы;
- развивать внимание при решении творческих заданий.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру, умение выслушивать и дополнять ответы друг друга;
- воспитывать уважительное отношение к природе, к животным.
Интеграция образовательных областей: познавательно – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы: глобус, презентация с изображением природных зон Африки; наглядно – дидактические пособия по теме, набор игрушек «животные Африки», силуэты зебр для рисования, изображение материка Африки, макет для игровой деятельности «Африка»; записи песен.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель. Дети, скажите, какое у вас сегодня настроение? У меня хорошее, потому что я рада видеть вас. Воспитатель кладет свою ладонь, дети делятся своими настроением и кладут свою ладошку на ладонь воспитателя.
- У нас сегодня в гостях… Давайте поприветствуем наших гостей и подарим им хорошее настроение. Дети представляют, что выпускают из ладошек хорошее настроение.
- Ребятки, но я знаю, что сегодня у одного маленького слоненка плохое настроение. Ему так грустно, что он даже спрятался. Давайте позовем его.
- Не идет, давайте поищем его.
2. Введение в тему.
Дети ищут маленького слоненка.
- Вы хотите у него что-нибудь спросить?
Дети высказывают предположения о причине плохого настроения, задавая наводящие вопросы (начиная с детей младшей подгруппы).
Воспитатель подводит детей к выводу, что слоненок потерялся.
- Как мы можем ему помочь, предложите.
- Где может жить слоненок? (в зоопарке, в игрушках, в сказках). Воспитатель подводит детей старшей подгруппы к названию материка Африка.
Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там ведь лето круглый год.
Кто его мне назовет?
(Африка)
Слоненок. Да, я вспомнил – моя родина – это Африка.
Воспитатель. Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в Африку, чтобы помочь слоненку. Но где находится Африка? Как нам это узнать (по карте, по глобусу).
Воспитатель ставит на стол глобус.
- Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли).
- Давайте отметим на глобусе, где мы уже побывали (В Арктике и Антарктиде).
- Ребята, где же находится материк Африка? Покажите его на глобусе.
- Как нам добраться до этой далекой страны? (дети предлагают варианты ответов)
- Слоненок, не грусти, мы поможем тебе.
Полетим на самолете,
Отдохните вы в полете,
И ответьте на вопрос, кто из сказочных героев уже побывал в Африке? (Доктор Айболит).
Динамическая пауза «Самолет».
В это время звучит музыкальный фрагмент про Африку.
Дети садятся на стульчики.
Реклама 11
3. Основная часть.
Знакомство с природой Африки.
- Что вы знаете про Африку? (ответы детей)
И представьте, что же такое Африка.
Показ презентации или наглядно-демонстрационного материала «Природные зоны Африки»
- Здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди.
1. «Пустыня. Вокруг — то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.
2. Там, где на поверхность земли выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы. В них растут финиковые пальмы, плодовые деревья, виноград, овощи.
3. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
4. А вот лес становится все реже. Он сменяется саванной. Саванна – это бескрайние степи, поросшие высокой травой. Среди саванны встречаются огромные деревья-гигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны. Их очень любят обезьяны. Вдоль многочисленных рек-густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.
- Вот она какая, Африка.
Воспитатель. Ребята, скажите, кого мы не увидели на этих фотографиях? (животных)
- Хотите с ними познакомиться?
Воспитатель. Вот мы и прилетели. Смотрите, нашего слоненка встречает его мама. Как ее назовем? (слониха)
Мама – слониха говорит, что очень переживала за слоненка.
Слониха и слоненок благодарят детей за помощь.
Знакомство с животными Африки.
- Ребята, а что вы знаете о слонах?
Показ иллюстрации.
Слон – самое большое и сильное животное Африки, даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – его хобот. Что он делает им? (срывает с деревьев листья, рвет траву, пьет, переносит толстые деревья, хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает хоботом своего детеныша). Спят слоны стоя, только иногда детеныши ложатся на бок. Большими ушами в жаркую погоду слон обмахивается, как веером.
Слоненок и слониха знакомят детей со своими друзьями и дарят детям младшей подгруппы набор животных Африки. Дети называют животных и их детенышей (лев-львенок, обезьяна-детеныш обезьяны, зебра – детеныш зебры, верблюд-верблюжонок, слон-слоненок, жираф-детеныш жирафа, бегемот-детеныш бегемота).
- Животные хотят с вами поиграть.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Воспитатель ставит игрушки в ряд, дети закрывают глазки, а когда открывают, называют, что изменилось.
- Как можно у нас в группе сделать жаркую страну? (ответы детей)
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Кто-то у нас на пути, повторяйте движения за мной.
Физкультминутка.
Вот на водопой идет
Толстокожий бегемот. (руки в сторону, шагаем вперевалку).
А за ним, не зная лени.
Скачут быстрые олени. (Прыжки на месте, изображаем рога)
Хоть вода с песком и глиной,
Пьет жираф тут с шеей длинной
(Наклоны вперед, руки вниз, изобразить шею жирафа).
У реки, зарывшись в ил,
Дремлет грозный крокодил.
(Присесть, руки вперед, движения рук врозь-вместе, изображать пасть крокодила)
А это что за животное? (зебра)
Зебра - это полосатая лошадка. А зачем ей такой странный, полосатый наряд? Заметная окраска помогает зебрам издалека узнать друг друга. А еще, как это неудивительно, черно - белые полоски могут обмануть нападающего врага.
Вот на зебру напал лев. Одна зебра хорошо заметна. А если она побежит к своему стаду? Там много зебр, и все полоски сливаются, в глазах рябит. Кажется, что стадо превратилось в какого - то странного, огромного зверя.
Зебры питаются травой. В поисках новых пастбищ и водопоя они совершают большие путешествия по выжженной солнцем саванне, где лишь кое - где растут кусты и деревья.
Вместе с зебрами часто пасутся антилопы, страусы и даже жирафы. Такой большой компанией легче спасаться от врагов.
Постоять за себя зебра умеет. Она старается ударить врага передними ногами с твердыми копытами, да ещё и зубами укусить. Характер у нее вспыльчивый. Стадо зебр и царя зверей, льва, победить может.
Малыш - жеребёнок узнаёт свою мать по рисунку полос. Он никогда не повторяется. А чтобы малыш хорошенько запомнил маму, она в первые дни никого и близко не подпустит к нему.
Детям предлагается нарисовать полоски на своих зебрах.
Воспитатель.
- Ребята, нам пора возвращаться домой.
Итог.
- Что мы сегодня сделали? (помогли слоненку, узнали о природе Африки, о животных).
- Что больше всего вам запомнилось в путешествии?
- Давайте попрощаемся с материком Африкой.
Упражнение «Самолет» (дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
Руки ставим все вразлет.
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Самолет наш приземлился,
В детский садик опустился.