Оксана Сукач
НОД «Тропинками родного края» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Малый туризм с элементами краеведения, географии, поисково-опытнической деятельности.
Провела: воспитатель старшей группы № 8 Сукач О. П.
Задачи: закрепить и углубить знания о родном крае, познакомить детей с экологической тропинкой детского сада;
уточнить и расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы, представления об экологических связях в природе;
помочь детям овладеть начальными навыками туризма;
развивать творческое представление, мышление, интеллект;
воспитывать желание бережно относиться к природе, беречь её.
Оборудование:
Публикация «НОД „Тропинками родного края“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
глобус, схема-карта экологической тропинки, плоды каштана, фольга, дрова, палатка, влажные салфетки, одноразовые стаканчики, напиток из шиповника, термос, туристические эмблемы.
Восп. : Ребята, сегодня я приглашаю вас пойти загадочными туристическими тропинками, разгадать тайны, преодолеть препятствия, подготовиться к настоящему путешествию. Путь у нас будет нелёгкий и далёкий, как у настоящих туристов. А вы знаете кто такие туристы?
Дети: Туристами называют людей, которые любят путешествовать. Они изучают свой родной край, узнают о нём много интересного.
Восп. : А что помогает туристам в походах?
Дети: Карта, компас и другое снаряжение.
Восп. : У меня тоже есть карта-схема (показываю). Я предлагаю вам, ребята, совершить путешествие по тропинкам нашего детского сада. Я буду вашим экоинструктором, а вы – туристами. Наше путешествие пройдё т под девизом:
Любимая наша планета Земля!
Отныне мы - дети твои и друзья
Отныне мы вместе – большая семья:
Цветы и деревья, птицы и я!
Ну что ж, в путь!
Давайте рассмотрим карту, которая укажет нам путь путешествия.
А вот интересное обозначение (нарисован глобус). Хотите узнать, что это? Ну, тогда вперёд!
(В колонну по одному) – речё вка:
- Раз, два, три, четыре,
- Три, четыре, раз, два,
- Кто шагает дружно в ряд?
- Туристический отряд!
- Дружные, смелые, ловкие, умелые!
Первая остановка
(стол, на столе глобус, карта России, Крыма)
Первый привал – привал знаний.
Ребята, а вы знаете что это?
Дети: Глобус
Восп. : Правильно, это наша планета Земля – огромный шар. А глобус – это её модель, можно сказать, что это «игрушечная Земля». На нем нарисовано всё, что есть на Земле. А именно?
Дети: Моря, океаны, острова, материки. Тут находится и наша республика Крым.
Восп. : Но на глобусе она маленькая, а на самом деле наша республика – вот какая (разворачиваю карту). Ребята, а чем богат Крым?
Дети: Крым богат пшеничными и рисовыми полями, полезными ископаемыми. Берега Крыма омываются Чёрным и Азовским морями.
Восп: Кто покажет на карте Крым? Как называется столица республики Крым?
Дети: (показывают Крым на карте) Столица республики Крым – Симферополь. Крым славится свежим воздухом, морем, Крымскими горами, многочисленными здравницами. Люди из далёких стран приезжают к нам в Крым оздоровиться.
Восп. : Молодцы ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете свой край, но нам нужно путешествовать дальше. Но сначала давайте поддержим друг друга добрым словом, пожеланием, советом.
(дети становятся в круг и говорят следующие слова) :
Мы просим у солнца тепла и добра
Солнечный дождик представь детвора.
Лучики солнца в ладони возьми,
В голову в сердце их посели.
Горячее тепло разлилось по телу,
Теперь нам под силу любое дело.
Своё настроение друг другу дадим,
Счастьем, улыбкой их озарим.
За руку товарища крепко возьми,
Почувствуй энергию силы.
Пускай же добром каждое слово сияет,
Пусть злых людей в жизни не бывает.
Поэтому добрые слова мы дарим людям,
И в жизни о них мы не забудем.
Восп. : Ребята, давайте посмотрим карту. Она нам подскажет, какая у нас следующая остановка. А компас укажет нам дорогу, в каком направлении нам двигаться: на север, юг, запад или восток. Мы отправляемся в сосновый лес, наша следующая остановка - «Лесная». Но впереди нас ждут препятствия.
1. подлезание под «сваленное дерево»,
2. «переправа» по бревну,
3. пробежать «змейкой» между пеньков,
4. переправа через «болото» по островкам,
5. перенести шишку по узкой тропинке (каждый с шишкой в руке проходит по верёвке (канату) и бросает шишку в корзину).
Восп. : Ребята, откуда здесь шишки?
Дети: Уже близко сосновый лес. Мы почти у цели.
Вторая остановка – «Лесная»
Восп. : Ребята, а какие деревья здесь растут?
Дети: Сосны
Восп. : Сосновые листья – иголки, называют хвоей. Поэтому сосна, какое дерево?
Дети: Хвойное
Восп. : Хвоя тоже опадает, но постепенно на места выпавшей хвои вырастает новая. Ребята, а что вы можете рассказать о хвое?
Дети: Хвоя – полезный корм для животных;
- хвойные ванны очень полезны для организма, они успокаивают, снимают усталость, напряжение;
- хвойные леса полезны для здоровья, потому что в них всегда свежий и чистый воздух;
- из хвои делаю мази и бальзамы для заживления ран;
- из сосновых шишек делают отвары и лечат различные болезни, особенно простуду.
Восп. : Поэтому будем беречь леса, деревья, растения, ведь они наши большие друзья. Ребята, а вы знаете, что давным-давно люди проявляли глубокое почитание к срубленным деревьям. Дровосек, рубя дерево, всегда просил у него прощение и говорил такие слова: «Мои дети мёрзнут от холода, у нас нет дров, чтобы сварить пищу». Индейцы употребляли деревья, только упавшие сами собой.
- Вызнаете, что растения – самые чистые и светлые создания. Многие деревья обладают большим запасом биоэнергии и готовы поделиться ею с человеком. У каждого человека есть своё дерево, которое может лечить болезни, восстанавливать силы. Хотите узнать, как найти такое дерево? Это не сложно. Мы сейчас это определим на лесной поляне.
Опыт:
Восп. :
Нам понадобиться фольга. Нужно потереть рукой фольгу и подойти к дереву. Если фольга потянется к нему, то дерево ваше, если прилипнет к вам – под этим деревом лучше не стоять.
(раздаю детям фольгу и вместе с ними провожу эксперимент)
А ещё нужно помнить следующие правила:
- подходить к дереву нужно с добрыми чувствами, пусть оно ощутит, что у вас нет намерения принести ему вред. Тогда оно поделиться с вами своей силы.
- ребята! Но не только деревья, а и плоды обладают целебной силой. Учёные рекомендуют носить в карманах плоды каштана и периодически ими массировать ладони. Сейчас я раздам каждому из вас плоды каштана и мы выполним с ними следующие упражнения:
1) покатать каштаны между ладонями вперёд-назад (8-10 раз)
2) кругообразные движения ладонями (8-10 раз)
3) поочерёдное покатывание каштанов пальцами правой и левой руки.
Теперь спрячьте каштаны в карманы, они ваши. Будут помогать вам поддерживать бодрость и здоровье.
Ну а нам пора двигаться дальше. Давайте посмотрим карту, она нам подскажет, как называется наш следующий привал. (Дети читают «Туристический», по компасу находим направление и двигаемся вперёд.)
Но чтобы добраться до следующего привала нам придется пролезть через узкое ущелье, преодолеть непроходимое болото, пройти по канатной дорожке. Ребята, вы готовы? Ну, тогда, в путь!
(преодоление препятствия «пропасть»- по канатной дороге)
Восп. : Молодцы! Справились с этим испытанием и, наверное, устали. Присаживайтесь на бревно, у нас привал. А какой привал без костра? Давайте вспомним основные правила. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «можно» или «нельзя» :
1) разводить костры больших размеров;
2) очистить полено от сушняка;
3) разводить костёр под кронами деревьев;
4) разводить костёр среди сухой травы и камыша;
5) оставлять костёр без присмотра;
6) уходя из леса залить костёр водой или засыпать землёй;
7) для костра брать живые ветки.
А знаете, что:
- один костёр загрязняет воздух так же, как 500 человек,
- место под костром не зарастает 5-7 лет, поэтому нужно пользоваться старым кострищем.
Огонь, ребята, может быть не только другом, но и врагом. Бывает много случаев возникновения пожаров в лесах – это брошенные непогашенные костры.
Ну, что, ребята, мы сейчас с вами разделимся на две команды. Первая команда вместе с Сергеем Владимировичем будет устанавливать палатку, а вторая – строить костёр.
(дети вместе со взрослыми выполняют задания).
Разновидности костров (рассказ детей).
1. «Шалаш» - поленья укладываются наклонно и они должны опираться друг на друга. При такой конструкции пламя получается жарким и мощным. Его используют, когда необходимо быстро вскипятить воду в ведре или чайнике. Также он хорош для освещения лагеря, но требует много дров.
2. «Звёздный» - поленья укладываются в виде звезды. Горение дров происходит по центру, по мере сгорания поленья продвигаются поближе к центру. Получается узкое жаркое пламя. Костёр используют для приготовления пищи.
3. «Колодец» - складывается костёр из коротких и толстых поленьев. Два полена кладут на некотором расстоянии друг от друга, сверху кладут ещё два и так далее. Очень хороший доступ воздуха и поэтому поленья горят по всей длине. Используют такой костёр для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды.
После выполнения заданий дети садятся на бревно и им предлагают выпить тёплый витаминизированный напиток из плодов шиповника.
Представитель СЮТур Молодцы ребята! Вы как настоящие туристы очень смелые, выдержанные, смекалистые, весёлые. Поэтому я хочу вам сделать подарок: туристические эмблемы – зелёные платочки. Их выдают только тем, кто любит природу и туристические походы.
(детям повязывают платки)
Растите здоровыми, охраняйте природу, любите туристические походы.
(дети уходят в колону по одному)