Любовь Ивановна Шампарова
Сценарий мероприятия «Суд природы над человеком»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по экологии в старшей группе для слушателей ИПК и ПРОКБГУ
Программные задачи:
• формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
• активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходыстеклотара, пластмасса и т.
Публикация «Сценарий мероприятия „Суд природы над человеком“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
• расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
• совершенствовать умения детей выразительно читать стихи, красиво и выразительно двигаться, воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
• доставить детям радость, удовольствие от совместных танцевальных композиций, сценок, монтажа.
Оборудование к занятию:глобус; костюмы Воды, Земли; модели одежды из бросового материала; аудиозаписи; стаканчики одноразовые с морской водой; проектор, компьютер; атрибуты к сценке «Мы на речке отдыхали»; мяч; одноразовые пакеты; различный мусор; коробка; сачок; костюмы бабочки, муравьев.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильм экологической направленности, беседы с детьми.
Ход занятия
Дети с шарами входят в зал, становятся на линейки.
Песня: «Не уроните шарик»
Воспитатель читает наизусть стихотворение:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы тут как тут
В речку смотрят удивлённо. (Я. Аким)
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Правильно, Земля. А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Давайте на него посмотрим. Ребята, вы не замечаете ничего странного? (Ответы детей: Земля стала мрачной, изменился цвет океанов и т. д.)
Дети читают стихи
1. Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет Фабрик и заводов смог.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче
Море дивное Арал.
2. Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Далее за кадром звучит голос Земли в (аудиозаписи)
Я планет Земля, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Я людям не верю и им в назиданье Придумаю страшное наказание.
Вы пожалеете о том, что родились на свет,
За все, что натворили вы,
Придется дать ответ.
Сейчас суда настанет час,
Все встаньте - призывают вас!
Ребенок:
Постой, Земля, не торопись!
Ведь мы за взрослых не в ответе.
Да, люди мы, но только дети.
Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь судом?
- Ребята, давайте же с вами разберемся, за что нас хочет судить Земля, что мы натворили за эти тысячелетия на земле. Послушайте загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет»-Правильно, это воздух. Какой он, ребята? (Невидимый). Как вы думаете, для чего нужен воздух кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям).
-. Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Чем мы дышим (Кислородом). А что выдыхаем? (Углекислый газ). Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух (люди не смогут жить). Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют?
(Воздух на земле очень загрязненный). Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).
Слайд №1, слайд №2,3,4,5
- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Послушайте еще одну загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. Входит взрослый в костюме Воды. Читает стихотворение:
Я царица, я Вода
Без меня вам никуда.
Я и в озере, и в море,
В океанском я просторе,
В ручейке и в луже я,
Не прожить вам без меня.
Но как же вы не понимаете,
Что меня вы отравляете?
Ко мне относитесь беспечно,
Считаете, что бесконечна!
Дети приглашают Воду присесть. Воспитатель:
- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.). Можем ли мы пить морскую воду. Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. Почему это происходит? (Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря).А что можно сделать (построить очистительные заводы и очищать воду)
Слайд №6,7,8,9,10,11.
Посмотрите нашу сказку про речку.
Дети инсценируют сказку «Мы приехали на речку»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущий, отдыхающие, Река, дети.
Действие первое
К реке приходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся, играют в мяч. Звучит веселая музыка. Часть ребят уходит, оставив после себя кучу мусора. На берегу реки остается лишь небольшой участок, свободный от мусора. Остальные дети продолжают «отдыхать». Появляются новые отдыхающие (основные действующие лица) — четверо ребят с полными рюкзаками, у одного из них в руке мяч. Они ходят вдоль берега реки и не могут найти свободное, чистое место для отдыха, возмущаются.
1-й отдыхающий. Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
2-й отдыхающий (показывает на ребят).
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
3-й отдыхающий (подходит к месту, где разбросан мусор).
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели;
4-й отдыхающий. Жгли костер, бумагу жгли —
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
1-й отдыхающий. — Эй, ребята! —
Ведущий. Крикнул Дима.
1-й участник (показывает на единственное чистое место).
— Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!Прекрасный пляж!Распаковывай багаж!
3-й отдыхающий. Жгли костер,
В футбол играли,
4-й отдыхающий. Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
1-й отдыхающий. Хоровые песни пели.
Все вместе. Отдохнули и ушли. (Уходят.)
Ведущий. И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых ими склянки (показывает,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!
Ведущий сокрушенно качает головой, пытается собрать мусор, но его слишком много. С банкой и бумагой в руке ведущий уходит. Звучит
грустная музыка.
Действие третье
С полными рюкзаками и мячом появляются главные герои и пытаются снова найти место для отдыха. По очереди подходят к кучам мусора, возмущаются. Подходят к месту, где недавно сами отдыхали, и удивляются, почему там так грязно. Побродив по берегу реки и не найдя места для отдыха, собираются уходить домой.
1-й отдыхающий. Мы приехали на речку
2-й отдыхающий. Понедельник провести,
3-й отдыхающий. Только чистого местечка
4-й отдыхающий. Возле речки не найти!
Уходят, но их останавливает Ведущий.
Ведущ
й. Постойте, ребята! Я знаю, как помочь вам и Реке. Очистим берег Реки от мусора.
Звучит бодрая музыка; Ведущий, главные герои, убирают мусор в корзины. Как только берега станут чистыми, музыка меняется, становится спокойной, величественной. Появляется Живая Река.
Река, (обращается к детям).Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Я зла не помню, что было, то прошло. Вы ведь тоже мне помогали, оставайтесь с нами, будем друзьями! Я приготовила всем подарки.
Река приносит поднос со стаканами чистой воды и раздает детям.
Ведущий. Ребята, давайте поблагодарим Реку за такой подарок. К сожалению, на Земле ее остается все меньше и меньше пресной воды. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река!
Дети (все вместе).Спасибо!
Река. Сегодня самый лучший день в моей жизни! Я хочу с вами поиграть в игру «Перенесите зайчат на остров».
Игра «Перенесите зайчат»
Река:Раз у меня сегодня праздник, давайте все вместе потанцуем!
Танец: «Танец с платками у реки»
Ведущий (обращается к Реке).Уважаемая Река! Мы тоже приготовили тебе подарки! Давайте, ребята, вручим Реке свой сюрприз. (Раздает детям заранее нарисованные природоохранные знаки, на которых указано, что запрещается делать во время отдыха на реке.)
Дети дарят Реке знаки и расставляют их вдоль голубой полосы ткани
(по берегам).
Река. Спасибо, ребята, вот теперь все, кто придет ко мне в гости, будут знать, как себя вести, и я останусь чистой и прозрачной!
Ведущий:
- До свидание река. Мы никогда не забудем твоих советов
- Ну что же, ребята, снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.
Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух»:
«земля» - ребенок называет животного,
«воздух» - птицу
Игра «Земля и воздух»
Дети садятся.
Воспитатель загадывает загадку о земле:
Черным - черно, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она.
Входит ребенок в костюме земли, читает стихотворение:
Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, - Такой вы сделали меня!
- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
Слайд №12,13.
- Что же можно придумать? (построить заводы по переработке мусора)
- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым).
- Ребята, а знаете ли вы, в какой из стран перерабатывают весь мусор? (В Японии, там даже построили искусственный остров из переработанного мусора).
- Какие виды мусора вы знаете (макулатура, металлолом, стеклотара, пластмасса, пищевые отходы) Какой мусор можно не перерабатывать (пищевые отходы можно закапать и они перегниют и станут землей)
Как можно использовать предметы для мусора (из предметов для мусора можно изготовить костюм или платье)
Далее идет представление девочек-моделей в костюмах из бросового материала
[/h3
Показ мод
Ведущий:
А нас с вами ждет путешествие.
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес шумит листвой.
(Дети становятся на линейки)
Песня: «Ама - лама»
Вбегает ребенок в костюме Ёжика.
Звери к вам меня послали
И свои наказы дали.
Это жалобы зверей
На таких как вы, людей.
Кто природу обижает,
Лес совсем не уважает?
Видят мальчика, который скачет по лужайке. Влетает бабочка с поломанным крылом
Бабочка:
Что за слон пришел к нам в лес?
Только шум стоит и треск.
Все цветочки затоптал,
Крылышко мое сломал,
Наступил на червяка,
Чуть не раздавил жука.
Как теперь я полечу?
Нужно мне скорей к врачу.
Звучит запись «сирена скорой помощи». Появляются дети в костюмах муравьев.
1. Мы санитары леса,
В труде и день и ночь.
Готовы мы больному
От все души помочь.
2. Отвезем тебя, сестрица,
В муравьиную больницу,
Будешь скоро ты опять
Ловко крылышком махать.
Воспитатель говорит, обращаясь к ребенку:
Вот видишь, что ты натворил,
Ребенок:
В лесу, где хочешь, ты ходил.
Опять не знаешь право
Одно простое правило!
Не рви цветы, и не топчи траву,
Не обрывай с кустов листву,
Не мни зеленую былинку,
В лесу ходи лишь по тропинке.
Мальчик говорит:
- Я понял; я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони, и тогда понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.
Воспитатель спрашивает:
- А как это - сердцем? (Наблюдать за природой, не разрушая).
Дети читают стихи.
Танец: «Рисуем солнышко»
В конце занятия воспитатель подносит глобус с такими словами
Надежду хрупкую свою
С землею вместе отдаю,
С надеждой, верой и любовью,
Чтоб стала вновь она такою,
Какой была бы изначально:
Чиста, красива, величава.
Вам дальше жить на этом свете,
Вам быть за все в ответе.
-
- Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая наука. А как называется это наука?
- Экология!
- Правильно, это наука - экология. Вы тоже становитесь юными экологами, защитниками природы (детям выдаются специальные эмблемы).