Эльвира Ширшенкова
Конспект занятия «Что значит быть хорошим человеком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная: Продолжать формировать любовь к своей Родине, желание защищать, трудиться на ее благо, помнить о людях погибших на войне
Развивающие: Продолжать развивать у детей трудолюбие, привычку ежедневно выполнять по собственному желанию нужную и полезную для него самого и других работу.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к людям другой национальности. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда. Поощрять детей использовать этикетные выражения на чувашском и на русском языках.
Публикация «Конспект занятия „Что значит быть хорошим человеком?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книг, презентаций, чтение чувашских сказок и легенд, рисование чувашских узоров, экскурсия в чувашский мини – музей.
Материал: ноутбук, экран, проектор для мультимедийной презентации, карточки с узорами народов Поволжья, диск с записью народной мелодии.
Ход занятия:
Под чувашскую мелодию дети входят в зал, становятся перед экраном полукругом.
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам
- Доброе утро- улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера»
Воспитатель: Ребята, сегодня по пути в детский сад я увидела, как старая бабушка поскользнулась и упала. Я подошла к ней и помогла ей подняться. И она меня поблагодарила и пожелала крепкого здоровья и счастья. Мария Ивановна, так звали бабушку, поведала мне на чувашском языке, что живет она одна много лет, прошла войну и вернулась живой, в муж у нее не вернулся с войны, детей у них не было. Да было время, когда ей довелось взять в руки оружие, плечом к плечу с мужчинами идти защищать свою родину. Во время войны на защиту Отечества поднялись все люди разного возраста, разных национальностей. На войне она была санинструктором, спасла сотни жизней. После Победы над врагами вернулась в свое село. Было очень трудно одной, но за всю свою жизнь она благодарна всем хорошим людям, которые встречались ей на пути. Ребята и в конце нам бабушка пожелала, чтобы мы никогда не видели войны, чтобы сияло над головой всегда яркое солнце. Мы тоже должны уважать старых и пожилых людей. Они дали нам мирное будущее, защищали нашу родину от врагов. Ребята, как вы думаете, я встретила хорошего человека?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ребята. Я встретила очень хорошего человека. И мы должны всегда помнить о людях, которые защищали нас от врагов во время войны. Уважать и помогать старым людям. Ребята, как вы думаете, про кого можно сказать, что он хороший человек?
Дети: (Помогает маме, не ругается, не дерется, защищает маленьких и т. п)
Воспитатель: Правильно. Хороший человек это человек, который всегда придет на помощь, поможет в трудную минуту, защитит, не оскорбит, уважает взрослых, родителей, трудолюбивый. Ребята, а вы считаете себя хорошими.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте мы сейчас поговорим о хороших людях которые живут в Чувашии. Здесь живет очень доброжелательный, приветливый и трудолюбивый народ. Чувашский народ всегда встречает гостей хлебом, солью и традиционным хмельным пивом. (2 слайд) Приглашает в свой дом, который расписан разным чувашским орнаментом. (3 слайд) Чуваши очень любят украшать дом разными узорами, вырезанными из дерева, вышивками. Мастера и мастерицы день и ночь работают, чтобы дома был уют. Старикам и к отцу - матери чуваши всегда относятся с почетом и уважением. (4 слайд) Это хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых часто рассказывается о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. (5 слайд)
Воспитатель: Давайте посмотрим фильм и прослушаем песню о родственниках. (Просмотр видеоклипа)
С особым почетом и любовью чувашский народ относятся к матери. Слово «анне» переводится как «мама», «апи», произнося эти слова он обращается к любимой матери. Эти слова для чувашей священное. Их никогда не используют в бранных словах и насмешках. (6-7 слайды). В чувашских семьях всегда было много детей.
Родители радуются любому ребенку: и мальчику, и девочке. Чуваши во всех молитвах, когда просят божества дать им детей, упоминают ывал- хер – сыновей и дочерей. (8 слайд) Они воспитывают своих детей с малых лет трудолюбию, уважению к старшим.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, что мы тоже с вами любим работать. Поиграем с вами чувашскую игру «Что делаешь?».
Один из игроков выбирается водящим - дедушкой. Остальные встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и ковыряет палкой землю, игроки спрашивают у него:
-Дедушка, чем занимаешься?
-Землю копаю (пни корчую и т. д.).(дети имитируют движения)
-Для чего копаешь?
-Рожь посею (дерево посажу и т. д.).
-А зачем?
-Растить буду.
Для чего растить?
- Чтобы урожай собрать.
-А зачем тебе урожай?
-Чтобы есть, силу для работы набирать.
-А ещё зачем?
-Чтобы вас догнать!
Игроки разбегаются по площадке, водящий их ловит.
Правили игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки разбегаются по площадке только после слов «Чтоб вас догнать!» Пойманный игрок становится водящим.
Воспитатель: У чувашских детей трудовых обязанностей было много. Чуваши воспитывали своих детей по-разному. Трех-четырех летние дети зимой ухаживали за ягнятами в избе, так как в сарае было холодно, и кормили их веточками молодых берез. С малых лет с детей учили работать на земле (готовка к посеву, жатве, посев озимых, молотьба, копка картофеля, уход за скотиной, посадка деревьев). (Слайд 9) Уже в 5-6 лет дети имели свои трудовые обязанности.
Младшие братья и сестры помогали маме по дому: присматривали за младшими братьями и сестрами, убирали в доме, работали в саду и огороде). (Слайд 10-14)
Девочек постарше мать обучала изготовлению кружева, скатерти, приготовлению пищи, учила вышивать. Старшие дочки помогали маме на ферме (Слайд 15) Мальчиков же воспитывали мужеству, уметь проявлять свою физическую силу в труде. Дети при участии взрослых мастерили игрушечные орудия труда, с ними выполняли те же действия, что и взрослые в труде. Отцы обучали сыновей сельскохозяйственным работам. (Слайд 16-18) Чуваши считали, что в трудолюбивом человеке кроются самые хорошие качества.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. Поиграем в игру «Волшебный цветок». (Дети садятся в круг, и воспитатель рассказывает о том, что наша группа очень дружная и в группу ходят дети разных национальностей и чтобы не было конфликтов между нами :что надо для этого делать? Дети высказывают свои мнения. Затем воспитатель предлагает собрать «Цветок Дружбы» для этого каждый должен взять лепесток (ладошку) и назвать хорошее качество, которым обладает человек и соединить лепесток с серединкой. Когда цветок собран дети аплодируют друг другу.)
Воспитатель: Сегодня ребята я вам рассказала, как воспитывали чуваши своих детей, кого они считали хорошим человеком : это трудолюбивого, доброго, любящего свою родную землю, Родину, честного, уважительного относящегося к старшим, вежливого в общении человеком.
Воспитатель: И в конце давайте мы все вместе построим «Жилище чувашской семьи» в форме игры «Дом добрых дел». (Дети берут детали конструктора и строят большой дом, приговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать)