Шилова Анна
НОД с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие в зимний лес»
Выполнила воспитатель
средней группы №1 «Улыбка» :
Шилова Анна Владимировна
2018г.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой.
Программные задачи:
- закрепление и расширение представлений детей об изменениях в жизни диких животных с наступлением зимы;
-закрепление знания детей о сезонных изменениях в природе;
-закрепление обобщающих понятий «дикие животные», «зимняя одежда и обувь»;
-развитие любознательности и творческих способностей детей.
Интеграция с ОО «Коммуникация» :
Публикация «НОД с использованием ИКТ в средней группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- формирование словаря (название диких животных, птиц);
- развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи).
Интеграция с ОО «Социализация» :
- формирование доброжелательных отношений между детьми, желание помочь в трудной ситуации.
Интеграция с ОО «Художественная Литература» :
- закрепление знаний о сказках на зимнюю тему;
Формы организации детской деятельности: игровые ситуации, словесные, дидактические игры, беседа.
Материал: иллюстрации с изображениями различных видов одежды и обуви, картинки с изображением зимующих птиц, использование ИКТ (ноутбук, презентация «Путешествие в зимний лес», муляжи диких и домашних животных).
Предварительная работа: разгадывание загадок о диких животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением пейзажей зимнего леса.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети. Здравствуйте гости. Посмотрите дети на наших гостей и улыбнитесь, потому что гости к нам пришли сегодня не случайно. Они вместе с нами отправятся в путешествие. Вы любите путешествовать? Замечательно! Но какое время года сейчас? (зима) Как мы одеваемся на зимнюю прогулку?
Игра «Что надеть?»
Дети подходят к мольберту, на котором расположены картинки с изображением различной одежды, среди которых нужно выбрать зимнюю одежду и обувь.
- Ну что же, ребята, одежду мы себе выбрали. Давайте одеваться!
Логоритмическое упражнение на ковре «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой, (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу, («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну, (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
- Итак, мы оделись потеплее и теперь можем отправляться в наше путешествие, где мы увидим, какие изменения произошли в лесу с наступлением зимы.
Дети становятся в круг, закрывают глаза, звучит волшебная музыка.
2 слайд (зимний лес)
-Вот мы и попали в зимний лес. Давайте представим, что мы на лесной полянке. Садитесь на пенёчки. Посмотрите, какая красота вокруг!
Словесная игра «Скажи, какой лес?» (Подобрать определения к слову лес - красивый, заснеженный, белый, холодный)
Ой, ребята, послушайте, что за стук раздаётся в лесу?
Дидактическое упражнение «Угадай, чей это голос?»
3 слайд (дятел)
Это же дятел. Что это за птица, почему он стучит? (лесная птица, ищет насекомых). Как ещё люди называют дятла (Лесной лекарь).
- А вы знаете, я сегодня утром получила конверт из зимнего леса. В нём были фотографии птиц. Посмотрите, я разместила их на доске.
Игра «Кто лишний?»
-Посмотрите, ребята, кого из птиц не встретишь в зимнем лесу. ( картинки птиц: дятел, сова, синица, снегирь, сорока, голубь, ласточка, ворона) Голубь не лесная птица, живет рядом с людьми; ласточка – перелётная птица, вернётся с юга только весной. Зимой птицам мало корма, поэтому они летят ближе к людям. Надо ли людям заботиться о птицах, почему, как?
Ну что же, вернёмся на нашу лесную полянку на пенёчки.
-Ребята, мне кажется, что кто-то на дереве прячется.
Чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Скачу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
4 слайд (белка на ветке)
-Где живет белочка? Как она к зиме подготовилась? Где она хранит свои запасы?
5 слайд (белочка зимой и летом)
Дидактическая игра «Сравни по описанию»
-Посмотрите на этих белочек. Чем они отличаются?
-Какая шубка у белочки зимой? Какая шубка была летом?
- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая – серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, чтобы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов. Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.
- Ребятки, а давайте тоже ненадолго превратимся в белочек и разомнёмся на нашей полянке.
Физминутка «Белочка» (на ковре)
Зарядкой белочке не лень заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево, на сучке она присела.
Вправо прыгнула потом, покружилась над дуплом.
Влево, вправо целый день, прыгать белочке не лень.
- Молодцы, присаживайтесь на пенёчки.
-Ой, ребята, послушайте, кто это фырчит? (упражнение «Узнай по голосу»)
Отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ответы детей)
6 слайд (Ёж) .
- Почему ежик сердится? Мы, наверное, его разбудили!
В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается
еж весной, когда станет тепло. Между прочим, ёжик - хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.
- Давайте мы ежа развеселим, чтобы он на нас не сердился.
Пальчиковая гимнастика «Серый ежик».
- Убежал ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой? (Ответы детей)
- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)
7 слайд (медведь в берлоге)
- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)
- Правильно. Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.
У него одна работа – крепко спать и весны ждать.
Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.
-Ребята, а вы знаете, что к нам в гости пришёл медвежонок из мультфильма, вы все его хорошо знаете. Догадались, как его зовут? Следите глазками за Винни-Пухом и остальными движущимися героями.
8 слайд (Электронная физминутка для глаз «Винни-Пух»)
- Молодцы, продолжаем наше путешествие. Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу? Слушайте загадку.
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой,
Зайца ждет хитрюга та.
А зовут ее? (Лиса)
9 слайд (лиса)
- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник. - А где дом у лисы? (Ответы детей) Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает.
-Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверное добычу почуяла? Послушайте, о ком эта загадка.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
10 слайд (заяц в летней и зимней шубке)
- Смотрите, и правда зайчик под кустом притаился, боится, что лиса его заметит. Что помогает зайке быть незаметным для хищников?
- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую. - Зачем зайчик меняет цвет шерстки? (Ответы детей) Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок. Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
- Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.
- Ребята, мне кажется, я слышу ещё чьи-то голоса? Послушайте! (Воют волки)
11 слайд (волки)
-Наверное, тоже зайчатины захотели.
«Волка ноги кормят» – гласит народная пословица, потому что он бегает на большие расстояния. Охотятся волки в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей). Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».
-Ребята, а давайте поможем зайке спастись от злых хищников. Для этого у нас есть вот такие волшебные колокольчики.
12 слайд (колокольчики)
-Колокольчики эти - сказочные, сейчас они заиграют, и мы попадём с вами в страну зимних сказок, и зайчика с собой возьмём. А вы внимательно смотрите, и угадывайте названия этих сказок.
13 – 17 слайды (Иллюстрации к сказкам)
-А вы знаете, что Снежная Королева и к нам прилетала на своих ледяных санях. Посмотрите, она заколдовала всех животных и забрала в свой ледяной дворец. (Дети подходят к столу, где расположены муляжи диких и домашних животных).
- Давайте поможем зверям вернуться в свои жилища.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в лесу? (Ответы детей)
- Ребята, мы так долго с вами путешествовали по лесу, что не заметили, как в лесу наступил вечер.
18 слайд (вечерний лес, сова)
-Посмотрите, как красиво садится солнышко за горизонт, лес засыпает, становится тихо…
Но чей-то голос нарушает лесную тишину? Послушайте, кто это кричит?
Дидактическое упражнение «Чей это голос?»
- Правильно, это собралась на охоту сова. А почему её называют ночной птицей? На кого она охотится?
- Ну что же, ребята, вслед за вечером на лес опускается ночь.
19 слайд (ночной лес)
Как вы можете его описать? (Тёмный, мрачный, таинственный, дремучий)
20 слайд (образец рисунка «Ночной зимний лес»)
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Каких зверей встретили?
Спасибо всем за внимание!