Наталья Молчанова
НОД с детьми старшей группы «Ямальское солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Ямальское солнышко
Основная ОО: познавательное развитие
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие (взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности); физическое развитие (приобретение опыта в двигательных видах деятельности, художественно-эстетическое развитие (аппликация)
Тема: «Ямальское солнышко»
Цель: расширить кругозор детей и получить новые знания о Крайнем Севере.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление детей о Крайнем Севере.
Публикация «НОД с детьми старшей группы „Ямальское солнышко“» размещена в разделах
Развивающие: Способствовать закреплению умения вырезывать и наклеивать орнамент на бумагу.
Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни Северного Края, обычаями северного народа, умения делать выводы и простые умозаключения.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о полуострове Ямал, рассказ воспитателя о жизни людей на Крайнем Севере, загадывание загадок, п/п «Найди пару», чтение ненецкой сказки «Кукушка», д/и «Чей малыш?», слушание песни «Милый малый».
Демонстрационный материал: гимнастическая палка, аркан, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.
Современные образовательные технологии:
игровая (решение проблемных ситуаций, ИКТ (просмотр презентации «Добро пожаловать в «Родничок», просмотр диска с фильмом «Ямал-сказочная страна»).
Здоровьесберегающие технологии:
гимнастика для глаз, физ. минутка, дыхательная гимнастика, релаксация.
Ход мероприятия:
Раздается стук в дверь, в группу входит Почтальон Печкин с посылкой в руках.
Почтальон: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Почтальон: Это детский сад №17 «Веселые гномики»?
Дети: Да
Почтальон: Значит я правильно, по адресу, принес посылку от ребят с далекого северного края.
(почтальон обращается к воспитателю.)
Примите и распишитесь, пожалуйста.
Почтальон прощается с детьми. Уходит.
Воспитатель: Вот это сюрприз. Настоящая посылка от ребят с Крайнего севера. Это далекий, удивительный край, таинственный и загадочный. Это край - где царствует Снежная королева. Интересно, что нам прислали? Хотите открыть и посмотреть?
Ответ детей:
(Воспитатель открывает посылку и достает письмо)
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте друзья! Мы ребята из «Детского сада «Родничок» г. Надыма. Хотим с вами подружиться, рассказать о нашем садике и познакомить вас с загадочной страной «Ямал»»
(Воспитатель предлагает посмотреть диск с фильмом - презентацией «Добро пожаловать в Родничок!»).
(Воспитатель обобщает информацию о просмотренном сюжете, сравнивают со своим садом, находят отличия и т. д.)
Например: «Ребята, какой красивый садик у ребят, много разных красивых игрушек есть даже зимний сад. А у нас ребята есть музыкальный зал и т. д.»
Воспитатель: Ребята, в письме сказано, что ребята живут в г. Надыме и хотят нас познакомить со сказочной страной «Ямал», предлагаю вам сейчас посмотреть еще небольшой видеосюжет.
(Просмотр диска с фильмом «Ямал - сказочная страна»)
Воспитатель: Город Надым - в переводе с ненецкого означает «Город счастья», стоит он на берегу «Янтарного» озера. И чтобы добраться туда, нужно лететь на самолете, а почему?
Ответ детей.
Воспитатель: Город Надым находится на Севере, где непроходимые болота и леса. Там нет железной дороги. Поэтому добраться в Надым можно только на самолете. Это край озер и рек, И у ребят Надыма есть даже любимая игра, в которую они нам предлагают поиграть «Ручейки и озера»
Игра «Ручейки и озера».
Правила игры. Участники игры должны бегать именно в своей колонне. Построиться в круг можно только по сигналу.
Ход игры. Все участники игры должны разделиться на пять-шесть колонн с равным количеством игроков. По сигналу, на слово «Ручейки, побежали!» дети, держась за руки, двигаются змейкой, изображая ручейки, на слово «Озера» все игроки должны остановиться, взяться за руки и встать в круг Игра повторяется 2-3 раза, чередуя слова с ускорением темпа.
Воспитатель: Крайний север - это территория, которая 9 месяцев в году покрыта снегом. Температура воздуха там может опускаться до - 60С. Представляете как это холодно! Зимой на севере наступают длинные холодные полярные ночи. Но ребята не боятся холода и темноты, потому, что их радует «Ямальское солнышко», которое согревает своими теплыми лучиками.
Да вот же и оно (достает из посылки «Ямальское солнышко», одевает на руку, читает четверостишье).
Я «Ямальское солнышко» - грею, свечу ярко,
Прилетело подружиться и загадать загадку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто —. (песня)
Воспитатель: Правильно ребята, это песня. Сейчас мы послушаем любимую песню «Ямальского солнышка», которая называется «Тэтэль - Вэтель». Звучать она будет на ненецком языке, и рассказывать о милом мальчике,
который родился в северной тундре. А чтобы было веселей, «Ямальское солнышко» танцевать зовет скорей.
(Дети становятся в круг, пританцовывают)
1 куплет - идут по кругу.
2 куплет - «Оленьи рожки» (скрещивают руки над головой) и шаги на месте Проигрыш: хлопают в ладоши по полукругу, снизу слева, над головой,
направо вниз.
Перевод (песня на русском языке)
3 куплет - имитация укачивания куклы
4 куплет - дети садятся на пол, ноги скрещены «по-турецки», руки в стороны, раскачиваясь, изображают волну.)
Проигрыш:
- «рыбка» (сложить ладоши, изображая движения рыбки)
Уходят на свои места
(Милый малый)
Ненецкая народная песня (Слова и муз. записал Семён Няруй)
1к. :
Саля яв вархана
Пы дар соянансэй / - 2раза
Тэтель-Вэтель - 2 раза
Пы дар соянансэй.
2 к. :
Сояванд мальнгана
Хамба хыно нацей! /- 2раза
Тэтель-Вэтель - 2 раза
Хамба хыно нацей!
Зк. :
Пи (ы) ер мальнгана
Нумгы яберецей, / - 2 раза
Тэтель-Вэтель - 2 раза
Нумгы яберецей.
4к. :
Сяхари тэтанэ
Пы дар хандананэй,
Тэтель-Вэтель / - 2 раза
Пы дар хандананэй.
5к. :
Небякомд, нисякомд
Нёрэй юрыбасьту,
Тэтель-Вэтель 1-2 раза
Нёрэй юрыбасьту.
Перевод:
На Обском берегу Ты, малыш, родился. / - 2 раза Милый малый, Милый малый,
Ты, малыш, родился. / - 2 раза
Когда ты родился,
Волны песни пели,
В разгар ночи звёзды мерцали.
Когда-нибудь богатым ты станешь,
Ни мать, ни отца не забывай.
Воспитатель: а давайте ребята посмотрим, что же еще интересного нам прислали в посылке?
(Воспитатель достает палку (гимнастическая палка)
Ребята, посмотрите. Это палка. Как вы думаете, зачем она нужно и что с ней можно делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Это палка ребята нужна, чтобы играть в ненецкую игру состязание «Перетяни палку». Охота, рыбная ловля, оленеводство - требует ловкости, смелости, силы. Поэтому придумали такую игру и сейчас мы с вами поиграем и посмотрим кто у нас самый сильный.
Игра-состязание «Перетяни палку»
Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.
Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги.
Игра «Тыньзян на харей» (Ловить оленя)
Тынзян - это плетеный из кожи оленя аркан
Правила игры: участники команд по очереди пытаются набросить аркан на кеглю (сбить кеглю) стоящую в 2 метрах от них.
Игра способствует развитию ловкости, сноровки, глазомера, имеет большое прикладное значение.
Воспитатель: (воспитатель достает флажок ЯНАО) Каждый регион нашей страны имеет свой флаг. Ребята прислали нам в подарок флаг Ямалоненецкого автономного округа. Посмотрите, какой необычный рисунок - орнамент, интересно, на, что он похож?
Ответы детей.
Воспитатель: этот орнамент, ребята, называется «Заячьи ушки». Коренные народы севера - ханты и ненцы, украшают свою национальную одежду, свой дом - чум, оленьи упряжки орнаментами, которые связаны с обитателями тундры: не только «заячьи ушки», но еще «оленьи рога», «локоть лисицы», «след медведя» и т. д.
«Ямальское солнышко» очень хочет, чтобы на память о вашей встрече вы, ребята принесли домой частичку теплоты и кусочек севера. Сейчас мы с вами сделаем закладки для книг с орнаментом «Заячьи ушки», чтобы вы, когда будете читать свою любимую сказку, могли быстро найти ее в книге.
Мастер - класс «Заячьи ушки»
Материал и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.
Воспитатель: Вам нужно обвести трафарет.
Перед вами на столах лежат полоски картона, бумаги, клей, ножницы, карандаш и трафарет этого орнамента.
Воспитатель: Вырезать по начерченной линии.
Воспитатель: Наклеить вырезанный орнамент на полоску картона.
Вот такая закладка должна получиться.
Воспитатель: Какое интересное занятие у нас с вами получилось. Мы подружились с ребятами из детского сада «Родничок» г. Надыма. Узнали много интересного о месте, где они живут. Поиграли в их любимые игры, нам подарили на память замечательные раскраски, а еще с нами остается «Ямальское солнышко», которое будет согревать нас своими волшебными лучиками и дарить не только тепло, но и радость в любое время года.
Воспитатель: Ребята, в письме, еще несколько строк.
«Будем очень рады, если и вы, пришлете нам свой рассказ о вашем детском саде, крае, где вы живете, научите нас играть в свои любимые игры.
До новых встреч!»