Ольга Жарихина
НОД с детьми старшей группы «Для чего нужен язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей группы
«Для чего нужен язык»
Цель: Дать представление детям о языке как органе человеческого организма.
Программные задачи:
1. Познакомить со строением языка;
2. Формировать представление о функциях языка : восприятие вкуса пищи, участие в образовании речи, участие в жевании;
3. Формировать навыки экспериментирования;
Публикация «НОД с детьми старшей группы „Для чего нужен язык“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
4. Развивать коммуникативные умения и навыки взаимодействия (уметь слушать, выполнять инструкции);
5. Обогащать речь воспитанников, познакомить с научными терминами;
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание заботиться о своём здоровье.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция ОО: Социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Оборудование:
На каждого ребёнка небольшое зеркало (8 штук, 3 розеточки с растворами (имеющими кислый, сладкий и солёный вкус, стаканчики с водой, кусочки яблока на каждого ребенка, ватные палочки, салфетки.
Мультимедийная презентация «Строение языка и его функции», картинки-подсказки для артикуляционой гимнастики, схемы ухода за языком.
Методы и приё мы:
Беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Место проведения: групповая комната.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вступительная часть. Мотивация.
Воспитатель:
Здравствуй, маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших, и малышей!
Воспитатель:
- Мы уже поприветствовали друг друга, давайте ещё раз улыбнёмся друг другу!
- Посмотрите, как стало светлей и уютней в группе от ваших улыбок!
Упражнение «Цепочка доброты».
Воспитатель:
- Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг. Теперь закройте глаза. Чувствуете, как тепло стало ладошкам? А теперь подумайте о чём-нибудь добром, приятном и поделитесь с товарищем, слегка пожав ему руку.
- Откройте глаза. Получилось у нас создать хорошее настроение (да)
- Еще можно создать человеку хорошее настроение, сказав добрые ласковые слова. Какие вы знаете добрые слова?
- Что же нам помогает произносить слова? Кто догадался, о чем пойдет речь на занятии?
- Правильно, сегодня мы будем изучать язык как орган человеческого организма.
- Я предлагаю сегодня вам стать учёными и отправиться в лабораторию для изучения нашего языка, вдруг увидим что-то интересное?
2. Основная часть
Изучение внешнего вида языка.
Работа с зеркалом за столом.
Воспитатель:
- Ребята, присаживайтесь за столы, возьмите зеркала.
- Высуньте язык и хорошо рассмотрите его.
- Какой же он? (Овальный, розовый)
- Найдите то место, где язык кончается там он острый и тонкий. Это место называется «кончик» (показ слайдов о строении языка)
- У языка есть ещё «корень». Он находится в глубине рта, у горла. А еще есть у языка «спинка». Покажите, как она выгибается, как у кошки (дети выполняют задание). Серединка языка называется «спинка»
- Ребята, что вы увидели на спинке? Алёна, что на спинке твоего языка? (Ответ ребёнка.) А у тебя Женя? (Ответ.)
- Спинку рассмотрели. А теперь поднимем язык, прижмём его кончик к верхним зубам и посмотрим, что есть под языком.
- Что же такое там у вас видно? Как вы думаете? ( Ответы детей: крупные кровеносные сосуды, подъязычная плёнка - «уздечка».)
- «Уздечка» поднимается от дна ротовой полости к языку и руководит языком как наездник лошадкой.
- Какого цвета язык? (розовый)
- Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. А в самом языке они тонкие и без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придаёт языку розовый цвет.
- А есть ли в языке кости? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Да, в народе говорят о тех, кто любит поговорить «язык без костей».
- Вот оказывается, какой у нас язык красивый и интересный.
Ознакомление с функциями языка.
- А теперь мы посмотрим, зачем еще нужен язык. Высуньте языки и попробуйте сказать слово «каша» (дети пробуют). Языки не прячьте. Скажите «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? (нет). Почему? Значит, зачем еще нужен язык? (ответы детей).
- Язык нам помогает разговаривать. А для того, чтобы язык помогал говорить понятно, нужно делать зарядку для языка. (Воспитатель показывает картинки-подсказки, а дети выполняют артикуляционную гимнастику)
Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)
- Как хорошо ваши языки умеют двигаться и помогать разговаривать.
Сейчас немножко отдохнем и снова изучать язык начнем.
Физминутка. (под музыку «Кукутики -Зарядка», выполнение движений)
Исследовательская деятельность.
Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, для чего еще нам нужен язык.
Воспитатель:
- Возьмите по кусочку банана, медленно жуйте его и следите, что делает язык (дети выполняют задание). Что вы почувствовали, что делает язык? (перемещает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию). А если бы не было языка, как бы мы справлялись с употреблением пищей? Мы бы глотали куски целиком.
- Так что мы ещё узнали о языке? (Он помогает жеванию)
- А хотите узнать, что ещё интересное умеет наш язык?
- Давайте отправимся в лабораторию для проведения эксперимента.
Проведение эксперимента «Вкусовые зоны языка».
- Слушайте внимательно, задание сложное.
- Перед вами 3 раствора. Они имеют разный вкус. Учёный берёт ватную палочку, опускает конец в раствор и прикладывает к языку (боковым частям, кончику, основанию). Потом ватную палочку кладёте на поднос, делаете глоточек воды и для другого раствора берёте новую палочку. Надо проверить все три раствора.
- Итак, учёные, какие вкусы вы ощутили в ходе опыта? ( Дети называют пробы вкусов из каждой розеточки: «сладкие», «солёные» и «кислые»)
Воспитатель:
- Что же интересного заметили наши замечательные учёные, для чего еще нам нужен язык? ( Дети делают вывод: язык определяет вкус пищи)
- Значит, язык – это орган чувств, на нем есть разные вкусовые зоны. (ознакомление детей со схемой вкусовых зон на языке)
- Как интересно: один язык, а так много умеет.
Уход за языком.
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком? (Ответы детей)
Вывод с опорой на картинки (показ схематических изображений ухода за языком) :
1. Полоскать рот после приема пищи;
2. Чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;
3. Не принимать слишком горячую пищу;
4. Не брать в рот острые, несъедобные предметы;
3. Заключительная часть.
Ребята, давайте подведем итог нашему занятию и экспериментам. Вставайте в кружок, поиграем с мячом
- Для чего нам нужен язык? (язык распознает вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает жеванию)
- Вспомните и назовите части языка. (кончик, спинка, корень, уздечка, сосуды)
- А что вам понравилось на занятии?
- А что нового узнали?
Спасибо ребята! Мне с вами понравилось изучать язычок.
Жду новой встречи с вами!