Ольга Прохорова
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Для чего нужны очки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Тема: «Для чего нужны очки».
Подготовила Прохорова Ольга Гургеновна
Воспитатель I квалификационной категории
Публикация «Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения „Для чего нужны очки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Основное направление: Познавательно-речевое и социально-личностное развитие.
Образовательные области: Здоровье, коммуникация, социализация и безопасность.
Цель: Расширение знаний и представлений детей о значении очков в жизни человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Раскрыть значение использования очков в жизни человека.
2. Дополнить знания о правилах обращения с очками.
3. Уточнить представления о работе врача-окулиста и медсестры-ортоптистки.
4. Активизировать словарь детей (линзы, оправа, дужки, перемычка, стекло, пластмасса, металл).
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаз, память, внимание, наблюдательность.
2. Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков, названий материалов и качественных прилагательных.
3. Развивать грамматический строй речи: продолжать учить согласованию существительных с прилагательными по родам и числам.
4. Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам.
2. Повышать психологическую самозащиту в неблагоприятных, стрессовых ситуациях.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Предварительная работа: Закрепление навыков ухода за очками во время режимных моментов (мытье и протирание очков, использование футляров для очков). Посещение ортоптического кабинета, наблюдение за работой врача-офтальмолога и медсестры-ортоптистки.
Место проведения: Групповая комната.
Оборудование: Фланелеграф, мольберт, магнитофон.
Демонстрационный материал: Образцы разных видов очков; кукла в очках; изображения очков разной формы и цвета; карточки «Правила пользования очками»; портреты знаменитых людей в очках; изображения сказочных и мультипликационных персонажей в очках.
Раздаточный материал: изображения очков с недостающими деталями; фломастеры.
Ход НОД.
Организационный момент. Дети заходят в группу, на стульчике сидит Незнайка в очках. Дети встают полукругом напротив Незнайки.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка. В нем что-то изменилось, не могу понять что!
Дети. Он в очках!
Воспитатель. Незнайка говорит, что он не знает, почему врач сказал ему носить очки. А как вы думаете?
Дети. Потому что Незнайка плохо видит; потому что ему нужно лечить глаза; у него плохое зрение.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке узнать больше о том, какие бывают очки, как правильно носить очки и как нужно за ними ухаживать.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики, вокруг стола, на котором лежат разные виды очков.
Воспитатель. Посмотрите ребята, на столе много разных очков. Как вы думаете, для чего они?
Дети. Чтобы лучше видеть; от солнца; для плавания; для лечения; для проверки зрения; от пыли.
Воспитатель. Давайте рассмотрим какие части есть у очков?
Дети. Оправа, стекла (линзы, дужки, перемычка и т. д.
Воспитатель. Скажите, из каких материалов сделаны очки?
Дети. Линзы из стекла, оправа из металла, пластмассы, винтики металлические (железные) и т. д.
Воспитатель. А раз линзы сделаны из стекла, что с ними может случиться при неосторожном обращении?
Дети. Лопнуть, разбиться.
Воспитатель. Как вы думаете, это опасно? Почему?
Дети. Можно наступить, пораниться, порезаться.
Воспитатель. Правильно! Поэтому, какой вывод мы должны сделать?
Дети. Обращаться с очками осторожно, беречь их!
Воспитатель. Молодцы ребята, правильно отвечали на вопросы, а сейчас нашим глазкам нужно отдохнуть, покажем Незнайке как мы умеем это делать?
Дети. Да, покажем!
Зрительная гимнастика. Дети встают полукругом перед воспитателем, (в центре группы, на ковре).
Цель. Активизация работы глазных мышц; улучшение кровообращения.
Посмотрите далеко, (Руки вперед, смотреть на кончики пальцев).
Посмотрите близко, (Смотреть на ладони).
Посмотрите высоко, (Руки вверх, смотреть на кончики пальцев).
Посмотрите низко. (Руки вниз, смотреть на кончики пальцев).
Руку в сторону веду, (Левую руку влево).
А затем веду другую, (Правую руку вправо).
А потом огромный круг
Я глазами нарисую. (Рисуют глазами большой круг по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Воспитатель. Молодцы! Хорошо наши глазки отдохнули. Незнайка научился делать зрительную гимнастику. А теперь давайте поиграем!
Игра «Правильно – неправильно».
Цель игры. Закрепить знания правил пользования очками.
Воспитатель. Ребята, я буду показывать вам карточку и говорить правило, а вы будете хлопать, если это действие правильное и топать ногами, если оно не правильное.
1. Носить очки в кармане (неправильно.)
2. Носить очки в футляре (правильно).
3. Протирать стекла специальной салфеткой (правильно).
4. Мыть очки водой, если они грязные (правильно).
5. Класть очки стеклами вниз (неправильно).
6. Снимать очки одной рукой (неправильно).
7. Хранить очки на специальной полочке (правильно).
8. Протирать очки пальцами (неправильно).
9. Снимать очки двумя руками (правильно).
10. Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно).
Воспитатель. Молодцы, запомните эти правила и не забывайте пользоваться ими всегда! Давайте присядем на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Я хочу вас спросить, кто проверяет зрение и выписывает рецепт на очки?
Дети. Врач-окулист и медсестра.
Воспитатель. А где мы с вами делаем глазные процедуры?
Дети. В специальном кабинете, в глазном кабинете (ортоптическом кабинете).
Воспитатель. А какие там есть приборы?
Дети. Компьютер, аппарат для лечения глаз.
Воспитатель. Молодцы! А скажите мне пожалуйста, где продают очки? В каком магазине?
Дети. В специальном магазине, в магазине оптики.
Воспитатель. Правильно, вот сейчас мы вместе с Незнайкой туда и отправимся.
Физкультминутка под веселую музыку.
Цель. Дать детям возможность отдохнуть, активизировать работу различных групп мышц.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И за мною пошагали!
Воспитатель. Вот мы с вами и пришли в магазин. (В группе оборудовано место изображающее магазин оптики).
Игра «Магазин «Оптика».
Цель. Активизировать и обогащать словарь детей. Закреплять восприятия формы и цвета.
Воспитатель. Давайте зайдем в магазин и посмотрим, какие там продают очки. И выберем, какие кому понравятся. А затем расскажем всем, почему выбрали именно эти очки. Не забудьте описать форму и цвет оправы.
Дети по одному подходят к импровизированной витрине магазина «Оптика» (фланелеграф с карточками с изображением очков). Каждый ребенок выбирает карточку с изображением очков, и описывают форму и цвет оправы.
Воспитатель. Ребята, в магазине «Оптика» не только продают, но и ремонтируют очки. Хотите помочь мастеру отремонтировать очки?
Воспитатель предлагает детям присесть за столы.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на столах лежат карточки с изображением очков, на них не хватает каких-то деталей, эти детали надо дорисовать, пожалуйста, возьмите фломастеры и дорисуйте необходимые детали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Кто уже отремонтировал очки, отнесите на мольберт.
Дети прикрепляют изображения магнитами на мольберт.
Воспитатель. Давайте оценим нашу работу. Все очки отремонтированы?
Дети с воспитателем рассматривают выполненное задание и обсуждают, кто что дорисовал.
Воспитатель. Ребята вот, сколько всего нового мы рассказали и показали Незнайке. А Незнайка сказал мне на ушко что боится, что его будут обзывать очкариком. Что же делать? Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему ты ходишь в очках. Может быть, у них в семье никто не носит очки, и они никогда не дружили с такими детьми. Но эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это «дразнильщику». Если не помогает – самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда и «дразнильщику» становится неинтересно. Ребята, я хочу показать вам портреты известных во всем мире людей, сказочных и мультипликационных персонажей, которые тоже носили очки.
Воспитатель. Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят в очках. Многие знаменитые люди носили очки и ничуть не стеснялись этого.
Воспитатель демонстрирует слайды с портретами знаменитых людей (А. П. Чехов, С. Я. Маршак, Д. Д. Шостакович). Воспитатель рассказывает кто эти знаменитые люди. Сказочных и мультипликационных персонажей дети узнают сами.
Воспитатель. Некоторые сказочные герои и мультипликационные персонажи тоже носят очки.
Дети. Доктор Айболит, Сова, Слоненок.
Воспитатель. Ну, что, Незнайка, понял теперь, что очки – это твои помощники?
Незнайка. Да, понял! Спасибо за помощь ребята!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что Незнайка узнал сегодня нового? А вам, что больше всего понравилось? Может быть, вы тоже узнали что-то новое? Как вы оцените наши сегодняшние игры?
Дети отвечают.
Воспитатель. Незнайке очень понравилось сегодня с нами играть, и он решил наградить вас медалями «ЗНАЙКА»!
Воспитатель раздает детям медали.
Незнайка прощается с детьми и уходит.
Используемая литература:
1. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / Сост. Л. А. Дружинина и др. ; науч. ред. Л. А Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
2. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М. : Город Детства. 2007.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Москва, 2004.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л. И. Плаксиной.
5. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа / авт. -сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство») / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/articles/573964/
2. http://dohcolonoc.ru/conspect/566-ochki-moi-pomoshchniki.html